Программа "Прозрачный бюджет"Обоснование необходимости и предшествующий опыт Одним из серьезных препятствий на пути демократического развития России стало развитие в нашей стране процессов коррупции органов государственной и местной власти.
Коррупция государственных и муниципальных служащих представляет огромную опасность для государства и общества, поскольку делает официальные публично-правовые отношения отношениями личными и корыстными, подменяет служебный интерес частным, влечет перерождение бюрократических государственных институтов в опасные для общества полукриминальные институты. Россия - традиционно бюрократическое государство с всевластием чиновничества, бесправием личности, а, следовательно, и с благодатной почвой для процветания коррупции. Особую значимость эта проблема всегда приобретает в переходные для общества периоды, когда проводится реформирование государственных институтов и ослабевает контроль над ними. Такой период наша страна переживает и сейчас. Сегодня уже для всех очевидна опасность, исходящая от бурного роста коррумпированности государственного аппарата. Однако, несмотря на это, ни со стороны государства, ни со стороны институтов гражданского общества эта опасность не встречает пока должного противодействия.
Важным направлением становления прозрачной и ответственной власти является открытость происходящих в ней процессов, их доступность для контроля и влияния со стороны самого общества. Одним из важнейших процессов, постоянно происходящих во властных структурах любого уровня, является бюджетный процесс. Степень прозрачности, понятности бюджета, возможность участия в его обсуждении не только депутатов, но и представителей широкой общественности является важной характеристикой степени ответственности этой власти перед избирателями. С другой стороны, все действия, направленные на большую открытость и прозрачность бюджета являются одновременно и действиями по предотвращению коррупции.
С сентября 1998 г. Центр "Стратегия" приступил к реализации программы "Городские жители и власти - на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять".
Целью программы было поставлено - развитие участия неправительственных организаций Санкт-Петербурга в обсуждении и принятии городского бюджета, а также распространение этого опыта на другие регионы России. Отчет о реализации программы "Прозрачный бюджет, 1 этап
Уже в 1998 г. выяснилось, что для эффективной реализации программы ее фокусной группой должны стать не только лидеры некоммерческих организаций, но во многом и депутаты муниципальных советов.
Опыт реализации программы также свидетельствует о целесообразности выделения в будущем в виде отдельного блока образовательного модуля, как в виде программы "ликвидации бюджетной безграмотности", так и в виде более продвинутого курса.
За время реализации программы (сентябрь 1998 - июнь 2000 гг.) в регионах проекта дляя активистов некоммерческих организаций, депутатов местного самоуправления и экспертов были проведены 22 информационных и тренинговых семинаров (однодневных, двухдневных и шестидневных) в общей сумме составляющих 44 дня и 376 часов. В результате были подготовлено ядро из сообщества НКО и представителей власти, которые в последующие годы программы будут проводить мероприятия по общественному участию, в первую очередь, общественные слушания, анализировать бюджет и оценивать прозрачность бюджетного процесса и общественного участия в регионах проекта.
11-12 июня 1999 г. и 9-10 июня 2000 состоялась межрегиональные итоговые конференции проекта, в которой приняли участие лидеры НКО и эксперты из 25 областей и республик России, а также из США.
В процессе реализации проекта выяснилось, что каждый из городов - участников имел свои характерные особенности протекания бюджетного процесса и участия в нем общественных организаций, начиная с Санкт-Петербурга, где эти процессы были наиболее продвинутыми, и заканчивая Великими Луками, где городской бюджет вообще отсутствовал и сам проект стал инициатором как принятия бюджета, так и создания Общественной палаты. Таким образом, в каждом из городов сложилась своя модель реализации проекта, при этом эти модели могут быть применимы к большинству других российских городов.
Выпущено 3 брошюры и сборник, включающие материалы по анализу бюджета, бюджетного процесса и общественного участия в Санкт-Петербурге, а также краткая версия бюджета Санкт-Петербурга. Среди региональных изданий - материалы анализов бюджетов Петрозаводска, Пскова и Великих Лук, Самары, Новосибирска, Южно-Сахалинска, Мурманска. Также переведена на русский язык и выпущена Шкала оценки прозрачности и общественного участия в бюджетном процессе (опыт работы в Южной Африке).
Подготовлены Рекомендации по анализу бюджета и бюджетного процесса для региональных экспертов (Краткая версия).
Ценным представляется популярное "Пособие по работе с местным и региональным бюджетом для некоммерческих организаций". Материалы получили высокую оценку у их получателей, к которым относились некоммерческие организации, депутаты и служащие местных самоуправлений, эксперты по бюджету. Продолжают поступать запросы на предоставление данной литературы. В ряде ВУЗов (г.Петрозаводск, г.Новосибирск, г.Санкт-Петерубург) сборники рекомендованы в качестве дополнительных пособий при изучении спецкурсов по экономике муниципального образования и муниципального менеджмента.
В результате работы экспертов по адаптации Рекомендаций по обеспечению фискальной прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, а также вышеуказанной Шкалы оценки прозрачности бюджетного процесса и общественного участия были разработаны региональные Опросники для оценки прозрачности бюджета и бюджетного процесса. В дальнейшей работе по проекту предполагается, что они будут сведены в единый Опросник, являющийся частью общей методики оценки прозрачности российского бюджетного процесса и общественного участия, которая может быть использована в других регионах.
В ходе реализации данной программы, а также других программ центра (в частности, "Предупреждение коррупции силами гражданского общества", поддержанной фондом NED) поддерживались контакты и обмен информацией с некоторыми аналогичными инициативами в разных регионах - г. Красноярск, Биробиджан, Хабаровск, Тольятти, Нижний Новгород, Обнинск, Пермь и др., представители которых были приглашены на итоговую Конференцию 2000 г., сделали доклады и выразили желание подключиться к сетевой организации (так называемому Большому проекту "Прозрачный бюджет"), инициированной центром "Стратегия" с целью достижения комплиментарности в деятельности по развитию общественного участия в бюджетном процессе.
Цели, задачи и основные направления реализации программы Последние изменения внесены 18.09.2004, 00:43 (Виноградова Татьяна) Смотреть документы программы |