28 сентября 2002 г. в г. Пушкин состоялся
установочный семинар по проекту, на который были приглашены представители органов государственной власти ТУ Пушкинского и Павловского административных районов СПб (ТУ ППАР), глава Администрации г. Гатчины Богданов С.С., глава Администрации МО «Всеволожский район» Самохин И.В., депутаты муниципальных советов, представители общественности и СМИ, члены Общественных советов г. Гатчина и г. Пушкин. Цель семинара – информирование о проекте, обсуждение состояния жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях, планирование мероприятий по проекту.
В ходе подготовки к семинару были проведены встречи с представителями гатчинских СМИ (газета «Гатчинская правда», газета «Спектр-Гатчина», газета «Гатчина-Инфо», гатчинское радио), депутатами Городского совета г. Гатчина Новоселовым С.А. и Сагиновым Г.В., заместителем председателя Общественного совета общественных организаций г. Гатчины Коняевым. Специальная встреча была организована с Общественным советом граждан г. Гатчины «Портал». Пакет материалов с описанием проекта и приглашениями были направлены в Пушкинский муниципальный совет, Администрацию муниципальных образований «г. Пушкин», «Всеволожский район», «г. Гатчина». Специально для г. Гатчина была составлена программа вовлечения граждан в решение проблем благоустройства дворов. Ее направили Богданову С.С., главе Администрации г. Гатчины. К сожалению, ответного отклика от Администрации не последовало
Программа семинара включала дискуссии: каждый участник имел возможность дать свои комментарии докладам экспертов (Виноградовой Т.И., Горного М.Б., Замятиной М.Ф., Ошуркова А.Т.). Посредством техники номинальной группы из списка проблем жилищно-коммунального хозяйства были выбраны те из них, которые можно решать при широком участии общественности. Поисками их оптимального решения участники занимались в группах.
Основные результаты семинара:
1. определение дат общественных слушаний;
2. утверждение анкеты и методики проведения опроса.
Опрос жителей проводился экспертами проекта по работе с общественностью. Анкеты распространялись в библиотеках, приемных депутата, на сайте, переданы лидерам общественности муниципальных образований.Во Всеволожском районе и г. Пушкин было решено опросить также экспертов по вопросам ЖКХ (20 человек) по анкете, в которую включены дополнительные вопросы.
В октябре проводились следующие
работы по исследованию текущего состояния ЖКХ:
-
Анализ законодательных и нормативных актов, регулирующих функционирование государственного и муниципального ЖКХ г. Пушкина (СПб), г. Гатчины и Всеволожского района (Ленинградская область).
- Анализ бюджетных расходов на ЖКХ в
г. Пушкин (СПб),
г. Гатчина и Всеволожском районе (Ленинградская область).
В отдельное направление были выделены работы по исследованию возможностей общественного участия в решении проблем ЖКХ:
-
Анализ законодательства на предмет возможностей участия граждан в обсуждении принимаемых решений или иных форм участия в реформе ЖКХ.
В ходе анализа подтвердилось следующее:
1. Федеральный центр определил общие подходы реформирования ЖКХ, а обязанности по их реализации возложил на регионы. Однако в большинстве субъектах Федерации реформа свелась к повышению тарифов. На базе жилищных контор и управлений были созданы государственные и муниципальные унитарные предприятия. В ряде городов функции заказчика и подрядчика разделялись, что привело к увеличению бюджетных расходов на величину НДС. При таком развитии событий ситуация в ЖКХ ухудшалась с каждым годом: росли неплатежи, ухудшалось качество предоставляемых услуг.
2. Законодательство предоставляет очень ограниченные возможности гражданам участвовать в управлении ЖКХ.
3. Существуют следующие главные проблемы в системе финансового обеспечения ЖКХ: проблема субсидирования ЖКХ, потребность в модернизации основных фондов инженерных сетей существенно выше, чем предусматривался адресной программой капитальных вложений, проблема оплаты труда работников ЖКХ, низкое качество услуг водоснабжения, канализации, теплоснабжения, проблема предоставления льгот и субсидий малообеспеченным, проблема проблема кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ и др.
Результаты данных исследований были вынесены на обсуждение на
общественных слушаниях, которые состоялись 16 ноября в г. Гатчина, 23 ноября в г. Пушкине, 30 ноября во Всеволожском районе. На слушаниях обсуждались вопросы текущего состояния ЖКХ, качества ЖКУ и уровень тарифов, первоочередных проблем и возможных способов их решения. Информация о мероприятиях размещена в муниципальных газетах, в объявлениях местных библиотек, в зданиях администрации. Участниками слушаний стали активисты жилищных некоммерческих организаций, работники жилищно-коммунальной отрасли, депутаты муниципальных советов, простые жители.
По итогам этих обсуждений, а также итогам исследований нормативных и законодательных актов, бюджетных расходов, опроса мнения жителей и экспертов муниципальных образований «г. Пушкин», «г. Гатчина», «Всеволожский район» экспертами проекта выделены
возможные правотворческие инициативы по совершенствованию правового регулирования функционирования государственного и муниципального ЖКХ: «О передаче объектов государственной собственности в собственность муниципального образования «г. Пушкин»», «Об административной ответственности за нарушение правил благоустройства», «О целевом бюджетном фонде по содержанию жилых домов, находящихся в муниципальной собственности», «О целевом бюджетном фонде уборки территории муниципального образования», «О целевом бюджетном фонде капитального ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности», «Об административных комиссиях муниципальных образований Санкт-Петербурга», «О публичной отчетности жилищно-коммунальных служб», «О сроках установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения», «О порядке расчета квартирной платы для граждан, проживающих по договору социального найма в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга».
Аннотация к данным законодательным инициативам была размещена на сайте
www.transparentbudget.ru
На общественных слушаниях были выявлены наиболее активные граждане, проявившие особое внимание к выступлениям экспертов. Они были приглашены на семинар-тренинг для обучения технологиям общественного участия. Участниками семинара стали также те жители муниципальных образований, которые помогали проводить опрос, работники муниципальных унитарных предприятий, которых направили из Администрации, члены общественных советов г. Гатчина и г. Пушкин, представители Администрации, отвечающие за благоустройство территории, депутаты муниципальных советов, руководители жилищных некоммерческих организаций.
Семинар состоялся 18-22 декабря.
Согласно концепции семинара каждый день был посвящен определенной проблеме:
1. «Жилищно-коммунальное хозяйство».
2. «Технологии общественного участия».
3. «Бюджет и ЖКХ».
4. «Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
5. «Планы на будущее».
Основными докладчиками на семинаре были не только сотрудники проекта: Виноградова Т.И., Горный М.Б., Замятина М.Ф., Ошурков А.Т., – но и сами участники: Сагинов Г.В. (депутат Гатчинского городского совета), Личутин Г.Б. (председатель Гатчинского регионального общества «Мемориал»), Кирсанов С.А. (председатель муниципального совета МО «г. Колпино»). Программа семинара предусматривала использование активных методов обучения большой объем групповой работы, деловые игры.
Результатом семинара стало приобретение участниками знаний о формах и технологиях общественного участия, о проблемах реформирования жилищно-коммунальной отрасли, формирование поля взаимодействия общественности с органами местного самоуправления. В течение следующих двух месяцев в поселках Всеволожского района активистами-участниками семинара были организованы общественные собрания. Их главная цель – найти достойную (не протестную) форму выражения реакции на тяжелую ситуацию в районе. В январе 2003 г. в пос. Красная Звезда (Всеволожский район) депутатом Васильевым В.А., Андреевой Ж.В. и другими жителями было принято решение о создании Общественного совета «Невский берег». Его задача – развитие гражданского участия и добровольчества. 19 апреля 2003 г. был принят устав организации и избран ее председатель (Андреева Ж.В.).
В г. Гатчина 5 января 2003 г. был создан Координационный комитет граждан по защите прав жителей на благоприятную среду жизнедеятельности, миссия которого – контролировать власть на предмет исполнения городских нормативных актов. В Комитет вошли восемь общественных организаций.
Информация о семинаре появилась в газетах «Санкт-Петербургские ведомости», «Время ЖКХ», в журнале «Пчела», в информационных рассылках Agency for Social Information и Центра развития некоммерческих организаций. Директор проекта Виноградова Т.И. рассказала о проекте в прямом эфире на радио «Россия».
В результате данной работы со СМИ в Центр «Стратегия» поступало большое число звонков и электронных писем от жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области и руководителей жилищных некоммерческих организаций (домовых комитетов, ТСЖ, ТОСов). Мы получали запросы на информацию по состоянию ЖКХ, по защите прав потребителей ЖКУ, по мероприятиям проекта. Таким образом, создавалась
сеть обмена информацией между организациями, чья деятельность касается функционирования ЖКХ. Большую помощь в создании сети оказал журнал «Пчела».
Обмен информацией осуществлялся со следующими организациями:
1. Ассоциация ЖСК, ЖК и ТОСов СПб.
2. Санкт-Петербургское отделение ОМННО «Совет Гринпис».
3. Ассоциация ТОСов.
4. Журнал «Пчела».
5. Союз потребителей РФ.
6. Леонтьевский центр.
7. Домовой комитет «Наш двор» жилого квартала №49 Московского района СПб.
8. Санкт-Петербургская ОО «Юридическая помощь».
9. Оргкомитет по созданию «Союза домовых комитетов СПб»
10. Гатчинское региональное общество «Мемориал».
11. Б.О. «Невский ангел»
12. Северо-Западный Союз развития жилищно-коммунальной отрасли.
13. НП «Региональное энергетическое партнерство»
14. Общественный совет «Портал» г. Гатчина.
15. Межрегиональная общественная организация защиты прав потребителей (Ленинградское общество потребителей).
16. Санкт- Петербургская ОО «Центр содействия гражданским инициативам населения «Гражданский проект».
17. Гатчинская общественная организация «Гражданская инициатива».
18. Комитет по содержанию жилищного фонда Администрации СПб.
19. Межрегиональная организация объединений домовладельцев.
20. Санкт-Петербургская ОО «Центр содействия гражданским инициативам населения «Гражданский проект»».
В январе 2003 г. эксперты проекта структурировали и дополнили изменения и дополнения в нормативные и законодательные акты. Свое оформление их работа получила в
«Концепциях проектов нормативных актов, регулирующие функционирование государственного и муниципального жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Концепции):
1. «О передаче объектов государственной собственности в собственность муниципального образования «г. Пушкин»» (по результатам анализа бюджетных расходов на ЖКХ в г. Пушкин; общественных слушаний в г. Пушкин; работы в группах в первый день семинара);
2. «Об административной ответственности за нарушение правил благоустройства в Санкт-Петербурге»; «Об административной ответственности за нарушение правил благоустройства в Ленинградской области» (по результатам анализа правовых актов, регулирующих функционирование системы ЖКХ);
3. «О целевом бюджетном фонде по содержанию жилых домов, находящихся в муниципальной собственности», «О целевом бюджетном фонде уборки территории муниципального образования», «О целевом бюджетном фонде капитального ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности» (по результатам бюджетных расходов на ЖКХ в г. Пушкин; общественных слушаний во Всеволожском районе; работы групп первого дня семинара);
4. «Об административных комиссиях муниципальных образований в Санкт-Петербурге», «Об административных комиссиях муниципальных образований в Ленинградской области» (по результатам анализа правовых актов; общественных слушаний; работы участников в группах на семинаре);
5. «О публичной отчетности жилищно-коммунальных служб» (по итогам семинара, общественных слушаний).
6. «О сроках установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги» (по результатам опроса, работы четвертого дня семинара).
7. «О механизме снижения населению размеров платежей за ЖКУ при нарушении сроков и качества их предоставления».
Одновременно проводились переговоры с общественными организациями и Администрацией муниципальных образований по работе Общественных советов в г. Пушкин и г. Гатчина.
13 февраля состоялось заседание Координационного Совета органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления МО «г. Пушкин». Возникновение данного совета было инициировано Центром «Стратегия» в 2001 г. Цель ее деятельности – выработка согласованных решений по предметам ведения муниципального образования, а также повышение эффективности деятельности местного самоуправления на основе расширения роли гражданского участия в разработке принимаемых решений. На данном заседании были вынесены на обсуждение «Концепции…» и проект закона «Об учете мнения жителей при принятии градостроительных решений». Первый из двух документов был единогласно одобрен, поскольку в нем отражена действительная необходимость урегулирования отношений между субъектами собственности. Гребенев Н.Я. - председатель Пушкинского городского совета – предложил внести «Концепции…» на рассмотрение Законодательному собранию СПб от своего муниципального совета, а также от советов других МО для придания весомости этим предложениям (муниципальные советы обладают правом законодательной инициативы). К маю 2003 г. Законодательным собранием были рассмотрены и приняты в третьем чтении проекты законов о передаче объектов государственной собственности СПб в собственность муниципального образования, инициированные 25 муниципальными советами муниципалитетов Санкт-Петербурга.
15 февраля «Концепции…» были предложены для рассмотрения Общественному совету «Портал» (г. Гатчина). Члены данной общественной организации проявили большой интерес к документу, одобрили, но пообещали дать свои комментарии в течение месяца. Команда проекта получила приглашение к участию в заседании Координационного комитета по защите прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, которое состоялось 6 марта 2003 г. Представитель проекта присутствовал на нем. Члены Комитета предложили Центру «Стратегия» организовать круглый стол по проблемам общественного участия в стратегическом планировании. Поскольку ЖКХ является одним из центральных блоков стратегического плана, то инициатива была поддержана. Со-организатором круглого стола стал член Общественного совета «Портал» Кухарь В.В. Совместно с ним была опубликована брошюра, содержащая информацию о данном проекте, результаты исследований, проводимых Центром «Стратегия» в г. Гатчина и материалы о стратегическом плане г. Гатчина. 18 мая состоялось заседание круглого стола на тему «Реформа ЖКХ: что могут граждане». Его цель – не только обсудить «Концепции…», но и выяснить могут ли граждане влиять на решения власти; какой должна быть форма участия граждан в принятии властных решений. На данном заседании была создана рабочая группа по организации общественного участия, в т.ч. и в сфере ЖКХ.
Во Всеволожском районе в силу большой территориальной протяженности муниципального образования объединение общественности в Общественный совет затруднено. Кроме того, сложная ситуация с ЖКХ, обострившаяся зимой 2002-2003г.г. создавала атмосферу недовольства и агрессивности, в связи с чем органы местного самоуправления Всеволожского района опасались широкого общественного обсуждения этой темы. Мы получили поддержку Самохина И.В., главы Администрации МО «Всеволожский район», на проведение круглого стола 13 февраля 2003 г. Данное заседание состоялось в здании Администрации. С депутатами и представителями общественности обсуждались «Концепции»: подтвердилась необходимость разработки и принятия второй, третьей и седьмой концепции (см. перечень).
«Концепции проектов нормативных актов, регулирующих функционирование государственного и муниципального ЖКХ» были разосланы также некоммерческим организациям СПб и Ленинградской области, чья деятельность связана с ЖКХ и защитой прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Наиболее тесные взаимоотношения удалось установить с такими организациями как домовой комитет «Наш двор» жилого квартала №49 Московского района СПб, Ассоциацией ТОСов, Межрегиональной организацией объединений домовладельцев. Для обсуждения «Концепций…» представитель проекта (Минина И.С.)был приглашен на круглый стол «Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», который состоялся в рамках IV Всероссийского форума по проблемам ЖКХ (г. Москва).
В мае 2003 г. была подготовлена и опубликована
книга «Общественное участие в решении проблем ЖКХ Санкт-Петербурга и Ленинградской области». В нее были включены результаты всех исследований проекта, материалы, полученные по информационной сети проекта, законодательные акты, регулирующие реформирование жилищно-коммунальной отрасли. Книга направлена в органы, определяющие жилищную политику Администрации СПб, в Правительство Ленинградской области, органы МСУ, в жилищные некоммерческие организации, роздана участникам итоговой конференции.
Данная
конференция состоялась 23-24 мая в г. Пушкин (Санкт-Петербург). Ее участниками стали депутаты Государственной Думы РФ, Законодательного собрания СПб, представители Правительства Ленинградской области, Администрации СПб, местного самоуправления, специалисты в области защиты прав потребителей на рынке жилищно-коммунальных услуг, представители общественных организаций, чья деятельность связана с жилищно-коммунальным сектором, практики в области гражданского участия.
Цель конференции – распространение итогов проекта, поэтому программа включала в себя некоторые важные аспекты реформирования ЖКХ, которые эксперты выделили в результате реализации проекта. Они стали предметом обсуждения на специальных сессиях:
- Общественное участие в решении проблем ЖКХ;
- Прозрачность бюджетных расходов на жилищно-коммунальные услуги;
- Жилищно-коммунальные услуги и защита прав потребителей;
- Реформа местного самоуправления и вовлечение граждан в управление ЖКХ.
Об отдельных этапах реализации проекта рассказали Ошурков А.Т., Горный М.Б., Замятина М.Ф., Минина И.С. Общие итоги подвела Виноградова Т.И. – директор программ Центра «Стратегия». Она кратко пояснила суть различных мероприятий проекта и связь между ними, сформировала основные результаты.
На конференции выступили с докладами другие участники: Шелищ П.Б., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Попов С.А., заместитель председателя Комитета ГД по государственному строительству, Амосов М.И., председатель Постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания СПб, Артемьев И.Ю., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, Голов А.Г., сопредседатель Союза потребителей РФ, Ломтев Г.А., генеральный директор Межрегиональной организации объединений домовладельцев, Акимова М.Я., председатель Ассоциации ЖСК, ЖК, и ТСЖ и др. После того, как были завершены сессии, работа продолжилась в секциях:
- Правотворческие инициативы, повышающие эффективность управления ЖКХ;
- Правотворческие инициативы, способствующие большей прозрачности деятельности власти, в т.ч. в сфере ЖКХ;
- Правотворческие инициативы, расширяющие общественное участие.
На секциях были сформулированы рекомендации федеральным, региональным и местным органам власти, а также одобрены «Концепции проектов нормативных актов, регулирующие функционирование ЖКХ».
Итоговый документ конференции был направлен в Государственную Думы РФ, Законодательное собрание СПб и Ленинградской области, органы МСУ г. Пушкин, г. Гатчина и Всеволожского района Ленинградской области.
Таким образом, для достижения цели проекта и решения его задач были запланированы и реализованы
следующие шаги:
ШАГ ПЕРВЫЙ. «Установка»: установлены контакты с территориальным управлением Пушкинско-Павловского административного района, Администрацией и муниципальными советами г. Гатчина и Всеволожского района Ленинградской области; проведен однодневный установочный семинар с целью презентации проекта, на котором определены даты общественных слушаний, обоснован и согласован метод опроса мнения жителей и экспертов и сформирован перечень основных проблем жилищно-коммунальной отрасли. Этот шаг подготовил поле деятельности проектной команды для реализации задач (a), (b) и (c).
ШАГ ВТОРОЙ. «Исследование ситуации»: проведен анализ законодательных и нормативных актов, регулирующих функционирование ЖКХ; анализ законодательства на предмет возможностей участия граждан в обсуждении принимаемых решений или иных форм участия в реформе ЖКХ; анализ бюджетных расходов на ЖКХ и опрос жителей и экспертов во Всеволожском районе, г. Гатчине и г. Пушкине. Эти исследования явились основанием для реализации задач ( с) и (d).
ШАГ ТРЕТИЙ. «Общественное участие»: общественные слушания в г. Пушкин, г. Гатчина и Всеволожском районе; по результатам слушаний был сформирован перечень необходимых и возможных правотворческих инициатив (выполнены задачи (с) и (d));
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. «Обучение»: проведен пятидневный семинар-тренинг «Общественное участие в решении проблем ЖКХ» для активистов, лидеров общественных организаций, представителей администрации и депутатов муниципальных образований-участников проекта (выполнена задача (е));
ШАГ ПЯТЫЙ. «Практика после обучения»: создание Общественного совета «Невский берег» во Всеволожском районе и Координационного комитета по защите прав жителей на благоприятную среду жизнедеятельности. Аннотация возможных правотворческих инициатив, сформулированная после общественных слушаний, была расширена и структурирована до «Концепций проектов нормативных актов, регулирующих функционирование государственного и муниципального ЖКХ». Данный документ обсуждался и был одобрен на заседаниях круглого стола во Всеволожском районе и Гатчине, Координационным советом МСУ и ТОС г. Пушкин, Общественным советом «Портал». Свои комментарии и дополнения дали лидеры некоммерческих организаций СПб и Ленинградской области, деятельность которых связана с жилищно-коммунальным сектором. Все эти мероприятия были направлены на выполнение задач (f), (g), (h).
ШАГ ШЕСТОЙ. «Распространение итогов проекта»: опубликована книга «Общественное участие в решении проблем ЖКХ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»; проведена конференция; создана сеть обмена информацией; «Концепции…» и рекомендации участников конференции направлены в Государственную Думы РФ, Законодательное собрание СПб и Ленинградской области, органы МСУ г. Пушкин, г. Гатчина и Всеволожского района; вся информация о проекте размещена на сайте программы «Прозрачный бюджет» (выполнены задачи (i),(j),(k)).
Результаты («эффекты») проекта
1. Реализация проекта является масштабной инновацией, поскольку до начала его реализации на территории МО «г. Пушкин», «г. Гатчина», «Всеволожский район» организованное общественное участие в решении проблем ЖКХ не имело место. Проект создал основу межсекторному взаимодействию для решения проблем ЖКХ и, как следствие, предосылки ухода от агрессивно-протестных форм общественного участия.
2. Группа граждан, руководители жилищных некоммерческих организаций, представители органов власти обучены технологиям общественного участия в принятии решений и базовым понятиям по управлению ЖКХ. Проект инициировал создание двух новых общественных организаций: Общественный совет «Невский берег» и Координационный комитет по защите прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности и, таким образом, содействовал развитию третьего сектора.
3. Создана сеть обмена информацией между организациями, чья деятельность касается функционирования ЖКХ, защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
4. Разработаны практические рекомендации и предложения по функционированию ЖКХ с учетом мнения граждан в виде «Концепций проектов нормативных актов, регулирующих функционирование государственного и муниципального ЖКХ». В мае 2003 г. в Законодательном собрании СПб были рассмотрены проекты законов, в которых частично воспроизведены идеи данного документа.
5. Апробирован алгоритм организации общественного участия в решении проблем ЖКХ в муниципальных образованиях-участниках проекта на основе организации общественных слушаний и круглых столов.
6. Создан образовательный модуль по обучению технологиям общественного участия граждан и представителей органов МСУ в решении проблем ЖКХ.
7. Установлены новые партнерства.
Внешние факторы, влияющие на реализацию проекта
1. Сложность доступа к информации о бюджетных расходах на ЖКХ (включая статистические данные и данные первичного учета) и нормативных актах, регулирующих управление ЖКХ, в муниципальных образованиях осложняла полноценный анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства. Данную проблему решали путем установления контактов с представителями органов власти, которые могли обеспечить нужными материалами.
2. Несогласованность и разобщенность лидеров НКО г. Гатчина создавала напряженность на первом этапе проекта. Однако их заинтересованность в создании механизмов общественного участия в решении проблем города создала возможности для сотрудничества в ходе реализации мероприятий проекта. Проводились отдельные встречи с общественными организациями.
3. Избирательная кампания в Законодательное собрание СПб затрудняла организацию экспертного опроса и общественных слушаний. Чтобы избежать политической окраски, которая могла бы быть придана мероприятиям, всем участникам были заранее запрещено вести на них любую агитацию.
4. Политическая ангажированность общественных деятелей в г. Гатчина и Всеволожском районе затрудняла диалог с Администрацией данных МО. Проводились дополнительные встречи, составлялись специальные документы, разъясняющие позицию команды проекта и суть проектных мероприятий.
5. Аварийные ситуации в поселках Всеволожского района в связи с плохим состоянием ЖКХ (январь, 2003г.) вызывали недовольство населения Администрацией, что затрудняло проведение публичных мероприятий. Однако было получено одобрение главы Администрации на проведение круглого стола.
6. Решение большинства вопросов в г. Пушкин осуществляется Администрацией СПб, что ограничивает поле взаимодействия с органами МСУ. В мае 2003 г. Законодательным собранием принят в третьем чтении проект закона о передаче государственной собственности в собственность муниципального образования г. Пушкина. Принятие этого закона расширит сферу возможного взаимодействия с муниципалитетом по вопросам ЖКХ.
7. Территориальная удаленность поселков Всеволожского района затрудняла связь с жителями и объединение их в Общественный совет. Работа с населением велась с помощью депутатов, большинство из которых стали участниками семинара 18-22 декабря, где получили знание о технологиях общественного участия.
8. Зависимость Пушкинского Координационного совета от работы Муниципального Совета осложняет планирование даты его заседания.
Рекомендации к продолжению проекта
1. Формирование устойчивых механизмов общественного участия в решении проблем ЖКХ в муниципалитетах не закончилось. На мероприятиях организовывались рабочие группы, созданы новые организации, которые нуждаются в поддержке и дальнейшем обучении технологиям общественного участия.
2. Алгоритм организации общественного участия в решении проблем ЖКХ может быть использован в других муниципалитетах, не участвовавших в проекте, однако на стартовом этапе целесообразна методическая помощь со стороны СПб центра «Стратегия».
3. Целесообразно продолжить разработку проектов нормативно-правовых актов на основе предложенных в проекте «Концепций».
4. Целесообразно также выделить в самостоятельный проект решение одной из проблем ЖКХ, актуальной для данного местного сообщества, путем публичного обсуждения и организации коммуникации на основе межсекторного взаимодействия.
5 Целесообразно организовать есть обучающих семинаров для «лидеров мнения» и НКО, чья деятельность связана с ЖКХ, по изучению реформы ЖКХ, развитию навыков и умений в области технологий непротестного общественного участия для снижения социальной напряженности, освоению опыта решения отдельных проблем ЖКХ.