Обоснование необходимости и предшествующий опыт
Российские неправительственные организации (НПО), стремясь отстаивать интересы своих членов или подопечных, стремятся повлиять на политику органов власти в области их интересов. Однако, в данный момент наиболее распространенными механизмами такого влияния стали организация общественного давления (протестные акции, критика в СМИ…) и вступление с более или менее теневой сговор взаимных услугах (обмен политической лояльности на административный ресурс). В тоже время процесс административной реформы в России предъявляет новые требования к органам власти. Начиная с федерального уровня власти, внедряются механизмы комплексной оценки эффективности, показатели социально-экономической результативности, осваиваются программно-целевые методы. Все это создает отсутствующий ранее спрос на качественные управленческие решения и услуги. И этот спрос может быть восполнен силами неправительственных организаций, заинтересованных в изменении действующей политики органов власти в конкретных сферах.
Таким образом, существует два взаимосвязанных противоречия – с одной стороны, НПО хотели бы повлиять на политику органов власти, но существующие механизмы влияния недостаточно эффективны. С другой стороны, органы власти заинтересованы в аналитической поддержке их деятельности, но существующие формы такой поддержки носят слишком общий характер (аналитические записки, доклады…).
Настоящий проект направлен на снятие этих противоречий через адаптацию и внедрение практики подготовки "policy papers" - конкретных рекомендаций по изменению текущей политики в определенной предметной области - силами заинтересованных НПО.
Цели, задачи и основные направления реализации программы
Целью проекта является обучение активистов коалиций НКО подготовке и имплементации аналитических статей в формате policy paper
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
• Выявить среди экспертного сообщества и консультантов государственных структур группу граждански мотивированных специалистов, которые готовы передать свой опыт взаимодействия с властными структурами представителям профильных коалиций НКО и быть посредниками по некоторым вопросам между последними и представителями власти.
• Проанализировать опыт включения аналитических разработок в процесс принятия решений и сформулировать требования к policy papers, соответствующие условиям функционирования центральных и региональных органов власти в России.
• Подготовить и реализовать программу семинаров-тренингов для представителей коалиций профильных НКО по подготовке и имплементации аналитических статей в формате policy paper.
• Осуществлять консультативное сопровождение деятельности коалиций НКО по описанным выше направлениям.
• Оценить опыт применения технологии policy papers, сформулировав рекомендации по дальнейшей адаптации и внедрению этого подхода.
Целевые группы проекта
Основной целевой группой проекта являются руководители и специалисты профильных НПО и их объединений (коалиций). Промежуточной, хотя и не менее важной целевой группой являются ученые и практики государственного управления, знающие особенности функционирования государственных структур и способные адаптировать практику "policy papers" к российским условиям.
Описание деятельности
3. Описание проекта: стратегия и мероприятия
3.1. Основные мероприятия
Развитие партнерских отношений структур гражданского общества и власти в современной России подразумевает совершенствование практики подготовки аналитических статей по различным проблемам публичной политики, содержащих как обоснование общественной значимости поднимаемой проблемы, так и предложения по путям ее решения (policy paper). Подготовка таких аналитических статей требует специфических знаний и навыков, которые могут быть переданы в результате специальных занятий и тренингов. Вместе с тем правильно написанная "policy paper" готовится с учетом целевой аудитории, представителей властных структур, и механизма авторитетного донесения предложений до лиц, от которых ожидается принятие соответствующего решения, что позволяет преодолеть традиционный для России недостаток серьезного отношения к подобным материалам, исходящим от неправительственных организаций и их коалиций.
В то же время в российской практике деятельности государственных структур (как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях) существует традиция серьезного отношения к рекомендациям экспертного сообщества. Исходя из этого, представляется актуальным не только передать НКО и их коалициям опыт и навыки написания policy paper, но и научить их находить пути имплементации подготовленных рекомендаций, например, выстраивая отношения с экспертным сообществом, имеющим позитивный опыт взаимодействия с властными структурами. Важным подспорьем на этом пути может быть опыт деятельности Центров публичной политики – разновидности Фабрик мысли, для которых миссией является развитие практик публичной политики и общественного участия .
По нашему мнению, "policy papers" могут быть основаны и на профессиональных исследованиях (тогда это больше жанр policy analysis), и на накопленном опыте (что можно использовать как источник аргументации) и на чем-то еще - дискурсивном анализе, публикациях СМИ, официальных докладах, нормативно правовых актах, интервью и заинтересованными лицами и т.п. Фактически, весь методически и информационный арсенал автора может быть задействован, что повышает вероятность создания реально работающего документа. Таким образом, если участники обучения будут обладать багажом исследования в какой-то предметной области и опытом реальной работы в ней, то это будет очень способствовать достижению целей проекта.
Таким образом, стратегия проекта состоит из следующих шагов:
- с помощью специалистов-практиков в области государственного управления изучить и адаптировать к российским условиям практику написания "policy papers";
Планируется собрать на семинар представителей экспертного сообщества и консультантов органов власти. Это должны быть люди, как работающие в столицах, так и в регионах, при чем вторых должно быть существенно больше. Совместно с ними мы будем искать ответы на вопросы о том, что такое policy papers, как они работают в других политических системах, какие аналоги или субституты этого инструмента есть в России, рассмотрим примеры реальных policy papers, и спланируем в какой форме может быть адаптирована и внедрена это технология.
- затем разработать методику интенсивного обучения подготовке "policy papers";
Разработка методики начинается на предыдущем этапе и, скорее всего будет включать в себя анализ имеющихся попыток внедрения практики написания policy papers, включая и опыт семинаров и учебно-методическое пособие для НКО, которые Вы упомянули в комментариях. Если это возможно, мы бы хотели познакомиться и с учебными материалами по нашей теме, если таковые использовались ранее программой Диалог. Полагаю, что методика должна будет содержать учебные материалы, материалы для преподавателей – частично переведенные с английского, а частично - написанными на русском.
- провести обучение первой группы специалистов НПО, включая практическую часть - подготовку собственных "policy papers";
Процесс организации семинара начинается с разработки концепции семинара (цели, участники, партнеры, преподаватели, темы, материалы), затем составляется предварительная программа и информационное письмо для приглашения и отбора участников. Затем проводится сам семинар, что включает в себя и проведение оценки эффективности всего мероприятия. Уже сейчас понятно, что "конструкция" семинара должна включать в себя значительный объем самостоятельной работы участников над их темами при содействии консультантов из числа ученых и экспертов.
- оценить результативность опыта попыток влияния на властные решения с помощью "policy papers" - через самоанализ их авторов и получение обратной связи от целевых органов власти.
В итоге проекта будет необходимо проанализировать и успешность самого проекта, и эффективность разработанных методик и результативность попыток влияния на властные решения с помощью policy papers. Для этого мы предложим участникам и их консультантам фиксировать события, связанные с этим опытом собственные шаги, реакцию и решения адресатов, партнеров, СМИ и других.
Для реализации это стратегии планируются следующие мероприятия:
1. Подготовка и проведение 2-х дневного семинара для представителей экспертного сообщества и консультантов органов власти по теме "Эффективные способы влияния неправительственных организаций и их коалиций на принятие властных решений: аналитические материалы и не только".
2. Подготовка и проведения трехдневного семинара-тренинга для представителей профильных коалиций НПО на тему "Подготовка policy paper и иные формы влияния на принятие властных решений". Предусматривается участие экспертов, отобранных на первом семинаре.
3. Обеспечение силами экспертов СПб центра СТРАТЕГИЯ методического сопровождения практической работы по доработке и внесению policy papers, написанных представителями НПО, в ходе обучения (в том числе и с использованием практики интернет-семинаров в реальном времени).
4. Подготовка и проведение итогового 3-дневного семинара проекта "Анализ и оценка опыта применения policy papers как метода влияния на принятие властных решений".
3.2. Логика поучения "добавленной стоимости": как действия приведут к результатам?
В целом логика проектной интервенции заключается в том, чтобы вооружить активистов гражданских организаций (участники программы "Диалог") новый инструмент влияния на политику органов власти. С этой целью необходимо построить процесс освоения и апробации этого инструмента.
Процесс освоения жанра "policy paper" для активистов НКО достаточно труден, так как требует на время покинуть привычную для них позицию оппонентов действующего режима и формулировать предложения с ориентацией на приоритеты и процедуры адресата – должностного лица или органа власти, ответственного за разработку и реализацию политики в релевантной области.
Поэтому для преодоления психологических и аналитических сложностей необходима помощь со стороны лица, знакомого с жанром, но не включенного в актуальную для автора будущей "policy paper" проблематику. В качестве таких людей мы готовим консультантов («Коучей») из числа заинтересованных представителей академического сообщества. Эта задача решается в ходе первого семинара. При этом подбор участников первого семинара – будущих "консультантов" – должен быть произведен и учетом пожеланий участников программы "Диалог" (у кого уже есть установившиеся связи с консультантами), и собранные Центром "Стратегия" рекомендации от партнеров в регионах, откуда приглашаются участники. Итак, после первого семинара у нас есть от 5 до 10 консультантов, готовых помогать активистам НКО осваивать технологию написания и внедрения "policy paper". Число "консультантов" может отличаться от числа авторов, так как несколько авторов могут быть связаны с одним "консультантов".
Перед вторым семинаром у нас уже есть в наличии список будущих участников (включая авторов и "консультантов"), а так же сведения о географии и тематической направленности будущих "policy papers". Это означает, что мы можем разрабатывать программу семинара более приближенную к интересам участников. В данный момент мы можем сказать, что в ходе семинара участники познакомятся с примерами аналитических работ, с местом политического анализа в политической коммуникации современных обществ, несколько раз уточнят тематику собственных работ и как минимум выйдут на составление плана (структуры) своих будущих произведений. С самого первого момента мы постараемся сориентировать авторов и "консультантов" на конечный результат – включение их итогового документа в реальную политическую ситуацию. В некоторых случаях это потребует лишь публикации и рассылки предложений, но где-то будет необходимо и проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблеме и создание ситуации позитивного ожидания изложенных в "policy paper" идей и рекомендаций.
Затем, после второго и до третьего (итогового) семинара, происходит собственно разработка "policy papers" в постоянном общении авторов и "консультантов". С нашей стороны будет необходим минимальный контроль и мы больше планируем оказывать помощь участникам проекта через предоставление в их пользование собственных коммуникативных инструментов (форума, баз данных….).
Перед последним, третьим, семинаром мы надеемся получить не только готовые тексты аналитических работ, но и отчеты и другие документы, свидетельствующие о попытках внедрения разработок в жизнь. В этом случае мы сможем на третьем семинаре не только обсудить сам процесс подготовки материалов, но и оценить эффективность их включения в жизнь.
Ожидаемые результаты
В итоге проекта мы планируем в каждом регионе, откуда будут участники, видеть устойчивую аналитическую группу, состоящую из 1-2 активистов НКО и 1-2 консультантов из числа ученых. По опыту работы с социально-технологическими инновациями (прикладной бюджетный анализ, институт омбудсмена и др.), мы можем ожидать укоренения новых практик в среде НКО при проведении 2-3 успешных компаний по оказанию влияния на текущую политику в конкретных сферах.
Мы также надеемся, что формат "policy paper" и подходы к их созданию будут освоены и другими НКО, которые сумеют оценить перспективы новой для них технологии. Для повышения вероятности распространения основанных на policy analysis подходов имеет смысл издать в конце проекта аналитический сборник кейсов (описаний конкретных случаев) подготовки и применения "policy papers" в рамках данного проекта.
Перспективы продолжения деятельности, начатой в ходе проекта
Распространение на иные регионы
Последние изменения внесены 24.02.2013, 01:05 (Сунгуров Александр)
Проект входит в программу "Развитие публичной политики - местный, национальный и глобальный уровни"