Отчет о семинаре 17-18 мая 2002 г. ("Вовлечение жителей местного сообщества в антикоррупционную деятельность, на примере г.Пушкин". )
Отчет о семинаре.
17-18 мая с.г. в г.Пушкин в Центре подготовки руководителей (Особняк Кочубея) состоялся семинар, организованный Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром “Стратегия” в рамках проекта “Вовлечение жителей местного сообщества в антикоррупционную деятельность, на примере г.Пушкин”.
На семинаре присутствовали представители власти муниципального образования г.Пушкин, председатели и члены комитетов общественного самоуправления г.Пушкин (КОСы №№ 2, 4, 6, ), представители некоммерческих организаций г.Павловск и другие жители г.Пушкин.
Целью проведения семинара были: подвести итоги реализованного в г.Пушкин проекта “Вовлечение жителей местного сообщества в антикоррупционную деятельность, на примере г.Пушкин”, закрепить навыки общественного участия, полученные в ходе проекта, через интерактивные методики (на семинаре это была деловая игра).
Семинару было посвящено два дня, в первый из которых участники заслушали сообщение об итогах и результатах проекта, среди которых наиболее важными являются:
-Низкий уровень общественного участия. Проведение социологического опроса, а также личных интервью с жителями демонстрируют отсутствие активного общественного участия во взаимодействии с властью, в контроле за деятельностью властей. Из 500 горожан, опрошенных с помощью телефонного опроса, участвовать в мероприятиях проекта, направленных на взаимодействие с органами власти, согласились 62 человека. Напомню, это были рабочие встречи и общественные слушания, которые проходили в зале заседания Пушкинского муниципального Совета с участием экспертов и специалистов, представителей властей, только 9 из 62 опрошенных горожан согласились на беседы по проекту и заполнению анкеты, а на первую рабочую встречу в рамах проекта из этих 9 жителей пришли только трое. Хотя следует отметить, что сами жители считают, что необходимо повышать уровень юридической грамотности населения, стремления к реальному общественному участию мы не наблюдаем. В основном в проекте общественность г.Пушкин была представлена комитетами общественного самоуправления КОСы № 1, 2, 4, 6.
-Недостаточная информированность населения о деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти. Жители не знают какими полномочиями наделено муниципальное образование, за что оно отвечает. Для многих жителей все органы власти и муниципальные, и государственные едины в одном лице - “Исполком”. Несмотря на то, что муниципалитет выпускает свою газету “Муниципальный вестник”, имеет сайт в Интернете информации о деятельности органов местного самоуправления не достаточно. Основным источником получения информации о деятельности властей жители чаще всего назвали “Царскосельскую газету”.
-Пожилой возраст активной общественности, практически не участвует молодежь. Однако депутаты Пушкинского муниципального Совета привлекают молодежь через такие свои инициативы, например выпуск газеты, приуроченный ко Дню победы был почти полностью подготовлен школьниками, в газете публикуются студенты и курсанты
-Выработка рекомендаций и предложений властям г.Пушкин и СПб, часть которых оформлена как поправки от постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания СПб к проекту закона Санкт-Петербурга “О порядке информирования о градостроительной деятельности на территории г.Санкт-Петербург и участия населения в обсуждении и принятия решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга”.
-Разработан проект закона “О порядке информирования о градостроительной деятельности на территории г.Санкт-Петербург и участия населения в обсуждении и принятия решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга” экспертом центра “Стратегия”, который участники общественных слушаний рекомендовали рассмотреть властям муниципального образования г.Пушкин. Текст проекта закона рассматривался при подготовке проекта закона, разработанного депутатами Законодательного Собрания СПб Евтуховым Л. и Белоусовывм А., в пакет поправок были включены некоторые положения из этого текста, и часть их была принята Законодательным собранием СПб. Текст проекта закона, подготовленный экспертом размещен на сайте муниципальных образований СПб.
Одним из результатов проекта стала большая открытость в деятельности властей по вопросам муниципального заказа муниципального образования г.Пушкин. В Царскосельской газете были напечатаны материалы относительно проведения открытого конкурса по благоустройству. А на самом семинаре представитель комитета по благоустройству сделала объявление, когда будут проходить открытые обсуждения.
В ходе проекта через его мероприятия: общая рабочая встреча (25 января 2002 г.) рабочая встреча по вопросам учета мнения жителей при принятии градостроительных решений (8 февраля 2002г.), рабочая встреча по вопросам по вопросам муниципального заказа (24 апреля 2002г.), рабочая встреча по вопросам общественной экспертизы (28 апреля 2002г.), общественные слушания по вопросам учета мнения жителей при принятии (27 февраля 2002г.), семинар (17-18 мая 2002г ) градостроительных решений были обучены навыкам общественного участия в этих сферах около 50 человек (знакомиться с опытом общественного участия приезжали из г.Ломоносов, МО “Светлановское”, г.Колпино, п.Александровская, г.Павловск).
Основными рекомендациями участников семинара стали:
Участники высказались о важности и необходимости продолжения подобных проектов. По их мнению, следует разрабатывать новые пути взаимодействия исполнительной власти и общественности.
Одно из пожеланий властям от участников проекта было - восстановить пушкинское радио, по мнению многих, - это самый лучший источник получения информации. Этой идее импонирует решение депутатов пушкинского муниципального совета о введении на кабельном телевидении депутатского часа на котором депутаты знакомят жителей со соей деятельностью.
Участники рекомендовали и организаторам проекта, и властям применять такие формы общественного участия, предложенные ими самими как: на кабельном телевидении проводить интерактивное обсуждение тех или иных проблем с приглашением общественности и представителей властей, организовывать встречи с общественностью на основе конкретных случаев, событий, например строительство, тогда результаты по мнению участников, будут эффективнее; организовать такую форму контроля, когда после завершения тех или иных мероприятий, работ можно вернуться к первоначальным проектам и сравнить, как и что сделано.
Участники рекомендовали органам местного самоуправления находить новые пути формирования и укрепления обратной связи с населением, усиливать информационные потоки о деятельности властей.
Однако следует заметить, что не удалось согласно запланированным мероприятиям проекта, провести две сессии общественных слушаний по вопросам муниципального заказа и общественной экспертизы. К этим результатам привела завышенная оценка организатора проекта - центра “Стратегия” к готовности местного сообщества к участию в проекте. Что касается муниципального заказа, то здесь следует отметить крайнюю закрытость информации о процессах формирования, распределения и исполнения муниципального заказа. Относительно темы общественной экспертизы, то по мнению и общественности и органов местного самоуправления, данной теме в полной мере отвечает положение о Координационном Совете. Других форм общественной экспертизы на данном этапе нет необходимости создавать – такие выводы были сделаны по результатам рабочей встречи.
Устойчивая заинтересованность участвовать в проекте была лишь у двух депутатов пушкинского муниципального Совета.
На протяжении всего проекта всем участникам рабочих встреч общественных слушаний раздавались нормативно-правовые документы, их проекты, тексты экспертных заключений по трем исследуемым темам, на семинаре всем участника была вручена книга центра “Стратегия” “Обучение действием”.
Второй день семинар был посвящен докладам и проведению деловой игры. Тема игры была выбрана самая животрепещущая “Заседание Координационного Совета по вопросам строительства гаража вблизи жилого дома”. Основной итог игры тоже оказался самым, что ни на сеть жизненным – было принято решение строить гараж. Игра позволила участникам побывать в различных ролях и оценить ситуацию и со стороны жителей, и со стороны властей, и со стороны заинтересованных граждан.
Организаторы проекта выражают надежду, что накопленные опыт и результаты не будут потерянны и послужат материалом к дальнейшим действиям по развитию общественного участия.
Центр “Стратегия” еще раз благодарит всех участников проекта за поддержку и участие, а Пушкинский городской Совет и за предоставление помещения для проведения рабочих встреч с общественностью.
До новых встреч.
С уважением, Константинова Мария – руководитель проекта.
Опубликовано - Козлова Елена, 20.05.2004, 00:40 Последний редактор - Козлова Елена, 01.07.2004, 23:41