ГУ-ВШЭ: Международная Молодежная Летняя Школа «Практика на Балтике»
«Международная Молодежная Летняя Школа «Практика на Балтике». Школа 2004 «Российские пути в Европу».
Беляева Н.Ю., международный координатор коалиции «Мы, граждане»; зав. кафедрой публичной политики ГУ - Высшая Школа Экономики (Москва)
«Школа является открытым студенческим проектом Государственного Университета – Высшей Школы Экономики (ГУ-ВШЭ). На основе конкурсного отбора, основываясь на результатах работы, к Школе могут присоединиться лучшие молодые исследователи…»- положение из Устава «Всероссийской молодежной Летней школы ГУ-ВШЭ «Практика на Балтике».
Главная задача Школы «Практика на Балтике» — дать возможность студентам под руководством преподавателей и специалистов решать практические задачи для конкретных заказчиков, создать комфортную атмосферу для проявления творческого потенциала молодых специалистов, что достигается через плодотворное совмещение работы и отдыха. По словам научного руководителя ГУ-ВШЭ Евгения Ясина, «…Школа работает для того, чтобы участники смогли стать свободными людьми. Свобода предполагает ответственность, к которой мы должны быть готовы. Задача Школы в том, чтобы при определенном профессиональном уровне молодой специалист мог чувствовать свою полноценность и быть активным гражданином».
Школа ориентирована на включение студентов в решение актуальных практических задач политического и социально-экономического развития. Для обсуждения и прикладной проработки предлагаются не игровые, а реальные задачи.
«Школа – это долгосрочные инвестиции человеческого капитала в общество». - М.Э. Дмитриев (зам. министра МЭРТ) – «Все это значит, что мы вносим вклад в будущее политической, экономической элиты страны, хорошо подготовленной к выполнению своих задач».
Уникальность Школы ГУ-ВШЭ в сравнении с другими подобными проектами - это переход от работы только по профильным специализациям на междисциплинарные рабочие группы, наличие известных партнеров, таких как различные министерства, Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, различные аналитические центры, влиятельные коммерческие структуры. Школа является общероссийской и международной, в ее работе принимают участники из различных ВУЗов страны, а также уникальный высококвалифицированный преподавательский состав (профессора ГУ-ВШЭ, ведущие эксперты-практики, представители исполнительной и законодательной власти).
Главным организатором Летней Школы выступает факультет прикладной политологии ГУ - ВШЭ. При этом проект носит межвузовский и международный характер. К участию привлекаются студенты МГУ, МГИМО, вузов различных регионов России и прибалтийских стран.
Для Летней Школы были отобраны и утверждены для реализации на Летней Школе пять комплексных межпрофессиональных проектов.
1. «Российская и европейская ментальность: общее и особенное». Руководитель Скопин Алексей Юрьевия, профессор, зам. заведующего кафедры Региональной экономики экономического факультета ГУ-ВШЭ. Контакты: alex_skopin@mail.ru.
Аннотация проекта. Исследуя политическую ментальность, можно получить довольно четкое отражение политических реалий в стране, выяснить отношения и ожидания применительно к власти и институтам, ее осуществляющим. Продвижение реформ в экономической и политической сферах также сопряжено с изменениями в ментальности населения. Темпы и скорость этих реформ зависят от способности нации воспринять их как свое внутреннее стремление, как свой политический и жизненный идеал. Следовательно, подобное исследование-сравнение двух различных менталитетов может помочь скорректировать взаимоотношения, исходя из осознания схожестей и различий восприятия ситуации обеими сторонами, способствовать межстрановой интеграции во всех сферах жизни общества.
Заказчики и партнеры проекта:
Балтийский Русский Институт (Рига, Латвия).
Комитет по культурному наследию при парламенте Евросоюза.
2. «Балтийский инфраструктурный коридор». Руководитель – доцент кафедры Публичной политики Туровский Ростислав Феликсович. Контакты: rft777@mail.ru.
Аннотация проекта. Инфраструктура обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических внешнеполитических и других целей . После вхождения Латвии, Литвы, Польши и Эстонии в ЕС инфраструктура в Балтийском регионе приобретает особую роль – роль образования системы первичных коммуникаций между Россией и ЕС. Цель: создание опорной транспортной сети в Балтийском регионе. Наряду с формированием единой транспортной политики в РФ необходимо учесть, что после вступления Литвы, Латвии и Эстонии в ЕС и НАТО. В связи с этим должен быть составлен документ под названием «Транспортная политика России в Балтийском регионе». Принятие данного документа придаст ей особый статус и покажет, что Балтийский регион – зона стратегических интересов России. У России до сих пор нет четко сформулированной региональной политики. Необходимо разработать политическую, экономическую и социальную линии поведения, учитывая интересы всех групп интересов (с проведением необходимого цикла переговоров – консультаций, семинаров, круглых столов и т.д.). Таким образом, документ должен быть скоординированным (с одной, стороны, с группами интересов внутри страны), с другой – с интересами противоположной стороны. Геополитическим интересам России также соответствует усиление приграничного сотрудничества в рамках еврорегионов «Балтика» (с участием районов Калининградской области, южной Швеции, северной Польши, северной Латвии и северной Литвы), «Сауле» (Калининградская область, западная Литва и южная Швеция), «Карелия» (респ. Карелия и Финляндия).
Заказчики и партнеры проекта:
«Транснефть»
Министерство транспорта и связи РФ
Комитет по Международным делам Совета Федерации.
«Северстальтранс»
3. «Экономика прибалтийских регионов и экологические ограничения (Нефть или туризм?)». Руководители Фогельсон Ю.Б. профессор, зам. заведующего кафедрой гражданского и предпринимательского права. Контакты – yfogelson@hse.ru,
Аннотация проекта. Нефтяное месторождение Д-6, открытое в 1983 году, является самым крупным в Калининградской области, находится в 22 км. от Куршской косы и в 7 км. от литовско-российской морской границы. Часть территории Куршской Косы принадлежит Литве, а часть - России. В 2001 году Куршская Коса была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, проект обустройства нефтяного месторождения Д-6 компанией «Лукойл» содержит потенциальную угрозу благополучию не только Калининградской области, как международного курорта, но и Литовской республике. Освоение месторождения Д-6 опасно не только возможными экологическими последствиями для региона, но и реальным риском уничтожения уникального природного объекта. Разлившуюся в случае аварии нефть невозможно убрать с песчаного пляжа иным способом, кроме вывоза загрязненного песка. Удаление же больших объемов песка усилит процессы размыва и, в конце концов, приведет к необратимым процессам разрушения уникальной территории Куршской Косы. Поэтому и в России и в Литве имеется серьезная обеспокоенность начавшимся освоением месторождения Д-6. В докладе группы «Экозащита» была представлена точка зрения противников освоения этого месторождения. Со своей стороны компания «Лукойл» утверждает, что проект обеспечивает необходимые гарантии безопасности, прошел экспертизу, и аргументы противников проекта несостоятельны. При подготовке материалов были обнаружены дополнительные аргументы, как «за» так и «против» освоения месторождения Д-6. На Летней школе ее участники изложат обе позиции и аргументы в их обоснование перед беспристрастным жюри из трех известных российских юристов.
Заказчики и партнеры проекта:
«Лукойл»
Комиссия Хельсинской конвенции по Балтийскому морю (HELCOM).
Экозащита
Комиссия ЮНЕСКО по охране культурных памятников
4. «Интеграция России в Европейское образовательное пространство». Руководитель Олейник Оксана Михайловна – декан факультета права, профессор. Контакты: oleinik@hse.ru. Аннотация проекта. Изучаются два возможных варианта поведения России в связи присоединением к Болонской декларации: модернизация с целью полного присоединения и возможные варианты модернизации с целью частичного присоединения. Результатом деятельности экономистов станет выработка рекомендаций по возможным вариантам частичного или поэтапного присоединения с соответствующей оценкой расходов. Юристы проводят исследования по направлениям: сопоставление действующего Российского законодательств с положениями Болонской декларации и выявление направлений модернизации; сопоставление действующего Российского законодательства в сфере образования с законодательством (директивами) ЕС, французским и немецким законодательством с целью выявления общего и особенного и, соответственно, возможных путей частичной или поэтапной модернизации. Результатом работы политологов станет выявление групп интересов в сфере образования и их влияния, а также выработка предложений по частичному или поэтапному присоединению.
Дополнительная информация: http://education-pro.nm.ru/, education_pro@mail.ru.
Заказчики и партнеры проекта:
Министерство образования РФ
Институт развития образования ГУ-ВШЭ
Комитет Государственной Думы по образованию
5. «Электронное правительство и электронная демократия в России и Европе». Руководитель Римский Владимир Львович, заведующий социологическим отделением Фонда ИНДЕМ. Контакты: rim@indem.ru.
Аннотация проекта. Обеспечение прозрачности власти методами электронного правительства в целях противодействия коррупции. Разработка концепции информационной открытости повседневной деятельности чиновников и стратегии её внедрения на уровне города или региона РФ. Концепция должна включать:
Реализацию возможности для каждого гражданина, обратившегося к тому или иному чиновнику в любой момент получить информацию о том, в каком состоянии находится рассмотрение его вопроса.
Реализацию возможности для руководителя города, региона, органа власти и управления на основе аналогичной системы постоянно контролировать деятельность чиновников.
Реализацию на основе первых двух возможностей противодействия коррупции в сфере взаимоотношений власти и граждан.
Заказчики и партнеры проекта:
Национальный антикоррупционный комитет
Министерство экономического развития и торговли РФ
Фонд ИНДЕМ
Фонд «Новая экономика» (разработчик программы «Электронная Россия»)
Аналитический центр «Новая Стратегия» (разработчик программы «Электронная Москва»).