Институциональные проблемы реформирования современной политической системы в России.
Институциональные проблемы реформирования современной политической системы в России.
Под таким названием проходила работы секции научно-практической конференции Российской ассоциации политической науки «Университетская политология России
в национальном и европейском контекстах», которая состоялась 10 декабря 2004 г. в Москве. Ведущим этой секции был президент СПб Гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ А.Ю.Сунгуров, отчет которого о работе этой секции и представлен ниже для посетителей нашего сайта.
В работе секции приняли участие около пятнадцати человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Пскова, Нижнего Новгорода, Ставрополя и Екатеринбурга. В соответствии с программой с подготовленными сообщениями выступили семь человек, кроме того, трое выступили в дискуссии с краткими сообщениями по теме работы секции. Темой сообщений были различные аспекты развития как отдельных политических институтов современной России, так политической системы в целом, с основным акцентом к региональным политическим системам. Особое внимание было уделено возможным последствием реализации последних предложений Президента РФ по изменению порядка избрания глав администраций регионов. Работа секции открылась выступлением доцента, докторанта Казанского государственного университета О.И.Зазнаева на тему «Президенциализация или парламентаризация российской системы власти?».
Прежде всего автор определил термин «президентализация», как процесс изменения правил функционирования системы правления, при которой появляются и усиливаются элементы, свойственные чисто президентской системе, но при этом не происходит перехода к последней. Этот процесс наблюдается в политической практике и, как правило, не связан с формально-правовыми изменениями. Именно этот процесс по мнению автора был доминирующей тенденцией доя российского полупрезидентского режима, при этом парламентские черты, установленные российской Конституцией, оказались «спящими». Как отметил О.А.Зазнаев, подобная тенденция характерна и для современных западных парламентских демократий. Далее автор выделил целый спектр возможных сценариев решений российской власти «проблемы 2008 года», подчеркнув, что даже в случае перехода к формально парламентской системе в ней все равно будет наблюдаться тенденция фактической президентализации.
Профессор, зав. кафедрой гуманитарных наук Псковского государственного политехнического института А.И.Лобачев в своем выступлении подчеркнул резкое отчуждение от населения как исполнительной, так и представительной ветвей власти в современной России и в качестве выхода из этой ситуации предложил возродить элементы прямой демократии, существовавшие во времена средневековой Псковской Республики. Конкретных способов переноса этого опыта в современную Россию предложено при этом не было.
Выступление доцента кафедры экономического права Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова О.М Решетникова был посвящено правовому положению одного из важных институтов современной политической системы - политическим партиям. Выполненный автором анализ выявил существование многочисленных двусмысленностей гражданско-правового статуса партий. О.М.Решетников справедливо считает, что существование подобных коллизий открывает возможность манипулирования поведением этих институтов со стороны государства с целью оказания давления в ситуации несовпадения позиций партий с позицией государства по конкретным вопросам.
Ведущий секции, президент СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ А.Ю.Сунгуров, остановился на развитии в России и в странах СНГ такого нового государственного института, как институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана). Он предложил рассматривать процесс инициирования и создания этого института в качестве примера диффузии инноваций, а также привел различные модели появления этого института, включая инициативу отечественных правозащитников (Россия), инициативу юридического и политологического сообщества – Польша и страны Восточной Европы, а также ведущую роль международных организаций – Программа развития ООН, ОБСЕ, Совета Европы, характерную для государств Южного Кавказа и Центральной Азии. На примерах развития обсуждаемого института в субъектах Российской Федерации была выделена важность участия в этом процессе структур-посредников, Центров публичной политики, причем примером подобной деятельности является работа СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ.
Теме поиска возможных факторов, влияющих на изменение политической системы России было раскрыта в сообщении второго представителя кафедры политологии Казанского университета – А.Г.Большакова. В качестве такого фактора им были выбраны вооруженные конфликты в постсоветской России, в частности, противостояние в октябре 1993 г. в Москве, чеченский кризис, террористические атаки осенью 2004 г. По мнению автора, именно неурегулирование политических и этнополитических вооруженных конфликтов мирными средствами постоянно порождает сдвиги политической системы в сторону авторитаризма.
Наконец, два выступления участников секции были посвящены возможным последствиям реализации планов изменений порядка назначения глав администраций субъектов РФ для федерализма (сообщение аспиранта Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского А.А.Новоселова) и для самой возможности существования различных региональных политических режимов (выступление еще одного представителя казанских политологов, доцента КГУ Н.П.Игнатьева). И хотя реальная угроза унификации политических режимов и выхолащивания федеративных принципов в современной России по мнению авторов сообщений действительно существует, все же альтернативы федеративному устройству в долговременной перспективы у России нет.
В заключительной дискуссии в рамках секции также прияли участие д.ф.н., профессор кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского госуниверситета О.С.Новикова, рассказавшая об резких сдвигах национального состава бизнес-элиты Ставропольского края в последние годы, заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ В.Л.Римский, подчеркнувший роль коррупционной составляющей в наблюдаемых изменениях российской политической системы, а также доцент кафедры публичного права Гуманитарного университета (Екатеринбург) С.А.Денисов, сделавший акцент на имитационном характере большинства современных демократических институтов в современной России.
Опубликовано - Сунгуров Александр, 12.12.2004, 22:24 Последний редактор - Сунгуров Александр, 12.12.2004, 22:24