При финансовой поддержке фонда «Гражданское общество» (CIDA).
9-10 марта 2005 года
Основные ведущие Виноградова Т.И., Машкина М.А.
В марте в Центре подготовки руководителей в г.Пушкин состоялся установочный семинар в рамках проекта «Внедрение прикладного бюджетного анализа в реформы жилищно-коммунального хозяйства на Северо-Западе России»(города Мурманск и Петрозаводск).
Участие в семинаре приняли 14 экспертов в области прикладного бюджетного анализа, реформирования системы ЖКХ, информационных кампаний. Основные участники проекта - это СПБ центр «Стратегия», Мурманская ассоциация журналисток, Фонд развития общественного самоуправления «Инициатива» (г Петрозаводск).
Основная цель семинара состоялась в разработке информационной кампании проекта, а также в подготовке плана проведения прикладного бюджетного анализа (ПБА) в городах Петрозаводск и Мурманск.
В ходе семинара были заслушаны доклады на темы:
реформирование системы ЖКХ:
• Реформа ЖКХ в России на современном этапе. Взгляд юриста. Сергиенко А.М.,
• «Острые проблемы ЖКХ» Машкина М.А.,
• «Прозрачность финансовых потоков в системе ЖКХ на примере Санкт-Петербурга» Ошурков А.Т.;
внедрение прикладного бюджетного анализа (ПБА):
• «Прикладной бюджетный анализ» Бескровная В.А.,
проведение информационных кампаний и роль СМИ:
• «Особенности взаимодействия со СМИ на примере центра «Стратегия» Кузнецова А.В.,
• «Опыт работы с журналистами в г.Мурманск Ассоциации журналисток в г. Мурманск.» Хлебникова Н.В.,
• «Особенности организации и проведения информационных кампаний на конкретных примерах» Раковский И.В.,
• «Экспертный опрос, анкетирование. Методика проведения. Опыт проекта DISPS» Минина И.С.,
Кроме того был заслушан доклад на тему: «Рекомендации органам власти: содержание и форма представления. Содействие принятию решений с учетом рекомендаций» Горный М.Б.
На тему «Реформа ЖКХ. Взгляд юриста» выступила Сергиенко А.М., главный специалист, юрисконсульт комитета по законодательству Законодательного Собрания СПб. Докладчик отметила, что в соответствии с Законом О введение в действие Жилищного кодекса РФ(ЖК) прекращают действие многие существовавшие ранее нормативно-правовые акты, например, Закон о товариществах собственников жилья (ТСЖ), О приватизации, Жилищный кодекс РСФСР и ряд других. В соответствии с ЖК ЖСК до 1 января 2007 года подлежат преобразованию в ТСЖ. Не понятно, что делать Домкомам, практика деятельности существует давно, накоплен большой опыт, а ЖК не предусматривает деятельность таких объединений.
Задачами нового ЖК должны стать демонополизация на рынке предоставления жилищных и коммунальных услуг, а также их 100% оплата.
Среди новелл нового ЖК – это обязательное создание ТСЖ, а также разделение услуг на коммунальные и жилищные.
Докладчик отметила отсутствие в Жилищном кодексе четкого разделения компетенции между органами власти всех уровней федерального, регионального и местного.
Далее с докладом о наиболее острых проблемах в ЖКХ, связанных с принятием нового ЖК выступила Машкина М.А.
Автор отметила отсутствие единого мнения в экспертном сообществе о качестве подготовленного закона. Новый ЖК предусматривает создание огромной базы нормативно-правовых документов в субъектах, а также на уровне местного самоуправления. Однако как подтверждают эксперты, кодекс содержит «множество мертвых статей, работать они не будут», - говорит депутат Государственной Думы Галина Хованская. Так в соответствии с ЖК право на социальный найм жилого помещения будут иметь только малоимущие и признанные нуждающимися в жилье граждане. «Но что такое малоимущие? Ни один законодательный орган не приял закон о порядке отнесения граждан к категории малоимущих. Нет его и в кодексе», - говорит Хованская. Согласно ЖК определять кто является малоимущим, а кто нет - будут органы местного самоуправления.
В ближайшее время в Петербурге будет принято порядка 8 жилищных законов: «О жилищной политике», «О квартирах коммунального заселения», «О переводе жилых помещений в нежилые», «О содействии города в улучшении жилищных условий горожан», «О специальном фонде», «О плате за наем жилых помещений». Также властям Петербурга необходимо разработать региональные стандарты на оплату жилья и документ, регламентирующий размер субсидий на жилищные услуги.
Среди самых болезненных тем докладчик выделила такую, как учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, т.е. очередь на жилье. ЖК предусматривает новые правила отнесения граждан к категории малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отмена льгот на предоставление жилищных и коммунальных услуг. «Монетизация льгот». По словам Владимира Яковлева такой опыт уже имеется в Тюменской области и Татарстане, где проходят первые эксперименты такой монетизации.
Выселение из жилого помещения по договору социального найма, теперь грозит тем, кто является злостным неплательщиком жилищных и коммунальных услуг, в таком случае жильцу предоставят жилое помещение по нормам общежития (6кв.м на одного человека). В случае признания дома непригодным для проживания или аварийным и подлежащим сносу, проживающие в этом доме жильцы – собственники обязаны в соответствии с новым кодексом освободить занимаемые жилые помещения и снести дом в разумный срок, после чего земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд.
Новое законодатель предлагает для собственников жилых помещений, например, теперь собственник может выселить проживающих вместе с ним не собственников, сохраняя при этом права на жилье несовершеннолетних, собственник по своему желанию может застраховать свое жилье, собственник обязан выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление помещениями; управление ТСЖ либо ЖК или иным специализированным кооперативом; управление управляющей организацией. Теперь такие помещения как крыши домов, чердаки, подвалы, лестничные клетки – все это принадлежит жильцам домов. И от того в каком состоянии они будут находиться зависит от самих жильцов. Теперь власть предлагает жить гражданам по средствам. Хочешь жить в хорошем доме, хорошей квартире – поступай как добросовестный собственник – добросовестно владей, пользуйся распоряжайся своим жильем.
Еще одна из самых наболевших проблем – субсидии. Они будут предоставляться в зависимости от доходов граждан. В соответствии с федеральным стандартом семья должна тратить 22 % своих доходов на жилищные и коммунальные услуги.
И наконец 100% оплата жилья. По данным мониторинга Госстроя в начале года рост тарифов составил в среднем 23,3%, а в 24 регионах превысил 30%. Совет Федерации пока рекомендовал правительству отложить переход на 100% оплату гражданам жилья и коммунальных услуг и установить контроль над изменением цен и тарифов в субъектах РФ.
На тему «Прозрачность финансовых потоков в системе ЖКХ на примере СПБ» выступил Ошурков А.Т. Основные схемы финансовых потоков в ЖКХ можно найти
здесь.
С докладом о прикладном бюджетном анализе выступила Бескровная В.А. Докладчик дала определение ПБА, под которым понимается метод исследования социальных проблем, решение которых финансируется из бюджета. Рассказала о необходимости ПБА, которая заключается в том, чтобы дать инструмент, с помощью которого НКО могут усилить подотчетность органов власти общественности и обеспечить учет в бюджетной политике интересов незащищенных групп и интересов развития территории. Презентацию доклада можно найти
здесь.
Работа на семинаре была организована и в виде рабочих групп, где были проработаны, согласно специфике регионов, основные задачи всего проекта.
Прикладной бюджетный анализ в Петрозаводске, как запланировали ее основные разработчики, будет проходить под названием «Изменение системы управления отраслью». Основную роль ПБА в Петрозаводске будут играть управляющие организации, которые в Петрозаводске находятся в частном секторе.
Тема прикладного бюджетного анализа в Мурманске - «Сравнительный анализ финансовых потоков многоквартирного дома, охваченного реформой ЖКХ и дома, чьи жильцы не выбрали способ управления своим домом в соответствии с новым ЖК РФ». Проведение ПБА ориентировано на оптимизацию расходов граждан на жилье и коммунальные услуги, их минимизацию. Работа будет построена на сравнительном анализе ТСЖ, ЖСК или другого потребительского кооператива многоквартирного дома, охваченных реформой и дома, в котором в соответствии с ЖК не выбран способ управления многоквартирным домом.
Работе по внедрению ПБА в регионах, согласно выбранным тематикам, был посвящен первый день семинара, кроме того, региональные координаторы доработают содержание ПБА каждый в своем регионе к 18 марта 2005.
Основная работа на семинаре сводилась к подготовке информационной кампании проекта. По теме информационных кампаний и взаимодействия со средствами массовой информации были заслушаны доклады. Один из них представляется наиболее интересным - «Опыт работы с журналистами в г.Мурманск Мурманской ассоциации журналисток». Хлебникова Н.В., руководитель Ассоциации поделилась опытом о деятельности «гражданской журналистики», на примере «Шарлотского проекта», когда само издательство или газета определяет наиболее значимую социальную проблему и объединяет свои усилия с общественной организацией. Так, например, в результате одной кампании участие принимали 4 газеты и в течение 3 месяцев было опубликовано 20 статей по выбранной социальной проблеме, акцией были охвачены несколько регионов: гМурманск, Республика Карелия, Ленинградская область.
Деятельность рабочих групп второго дня была ориентирована на разработку информационной кампании. Участники проекта самостоятельно разработали планы информационных кампаний в городах Петрозаводск и Мурманск. Темы информационных кампаний звучат так: «Изменение системы управления жилищным хозяйством в г.Петрозаводск» и «Распространение опыта управления многоквартирным домом» г Мурманск. Примерный план информационных кампаний в регионах представлен в таблице 1.
Таблица 1.
<Тема> | Распространение опыта управления многоквартирным домом в г.Мурманск | Изменение системы управления жилищным хозяйством в г.Петрозаводск | Время проведения |
На кого нацелена ИК | НКО ТСЖ ЖСК Лидеры мнений Жители Читатели газет(9-13 тыс.) | Представители жилищного самоуправления (таких в г.Петрозаводск 82 организации). Жители | |
Через какие каналы будет проводиться ИК | Экспертный опрос | Экспертный опрос | апрель |
Круглый стол | Круглый стол | май |
Публикации | Пресс-релиз администрации | - |
Газеты «Полярная правда» (3-5 тыс.чит.), «Вечерний Мурманск» | Публикации – 4 шт. | - |
ТВ «Блиц-канал» | Информационные сайты | - |
Пресс-конференция | Пресс-конференция | сентябрь |
Радио | - | - |
брошюра | брошюра | (после сентября-пресс-конференции)
|
Результат | выработка рекомендаций принятие решения о способе управления многоквартирным домом на менее, чем тремя такими домами информирование 10 тыс. жителей на основе тиража газет | | |
Работа в группах велась также по обсуждению методики экспертного опроса в регионах. Цель опроса – определить отношение жителей к реформированию ЖКХ путем экспертного опроса.. За основу будет принят опыт предыдущего проекта центра «Стратегия»
«Повышение эффективности государственным и муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством путем вовлечения граждан в обсуждение и решение данной проблемы». В ходе обсуждения методики опроса региональными координаторами было принято решение доработать ее применительно к регионам, установить количество опрашиваемых экспертов в каждом регионе в количестве 20 человек, подготовить анкету.
В целом семинар прошел успешно, региональные координаторы проекта из городов Мурманск и Петрозаводск подготовили содержательные планы информационных кампаний реализации проекта по внедрению прикладного бюджетного анализа в реформы жилищно-коммунального хозяйства, разработали планы ПБА в регионах, обсудили методику экспертного опроса. Все доработанные в регионах материалы будут предоставлены в центр «Стратегия» к 18 марта 2005г.
Основные выводы:
• провести мониторинг законодательства и нормативно-правовых документов в сфере ЖКХ, где могли бы быть полезны рекомендации, выработанные в ходе проекта органам власти,
• проводить анализ ситуации в системе реформы ЖКХ в связке с реформами в области органов МСУ.
• рекомендовать органам власти сформировать реально действующий институт «жилищной полиции», функции которого могли бы сводиться к контролю за деятельностью ТСЖ, ЖСК, а также разрешению споров между жильцами.
Фотографии с семинара можно посмотреть
здесь