Карабешкин Л.А. Актуальные задачи НПО и фабрик мысли в международных отношениях в регионе Балтийского моря (РБМ).
Концептуализация РБМ как политико-экономического проекта – в значительной степени заслуга фабрик мысли, в частности, Копенгагенской школы международных отношений, в основу которой легли положения постмодернистской ревизии теории МО. Базовый элемент – предположение о том, что поведение акторов не детерминировано и не является изначально кооперативным или конфронтационным, но зависит от наработанного опыта взаимодействия в социальной среде. В этом контексте качественно меняется роль эпистемологических (экспертных) сообществ, которые от экспертизы различных аспектов внутренней и внешней политики начитают играть самостоятельную роль по определению векторов регионального развития.
На фоне роста как видового многообразия, так и количества институтов (и граждан), вовлеченных в международные отношения, объективного процесса повышения разрешающей роли границ, активизации субрегионального и трансграничного сотрудничества, фабрики мысли и НПО приобретают еще одну новую функцию – они становятся элементами «сетевого корсета» региона, задавая необратимую инерцию возрастания плотности трансграничных контактов. В отличие от процессов «высокой политики», подверженных конъюнктурным колебаниям, сетевое взаимодействие более устойчиво, так как отражает личные и групповые интересы широкого круга субъектов. Хотя надо признать, что сохраняется и зависимость взаимодействия на уровне гражданского общества от ограничителей, накладываемых государственными институтами.
Особую значимость НПО и фабрики мысли имеют для российско-балтийских отношений с учетом известной ограниченности контактов на государственном уровне и высокой потребности в их интенсификации. При этом, представляется, «услуги» российских НПО / фабрик мысли имеют значительный общественный спрос по обе стороны границы. Можно перечислить несколько направлений:
- Предоставление объективной и непредвзятой информации о событиях в соседних странах, предоставление возможности для выражения мнений как для экспертов, так и лиц, непосредственной принимающих участие в процессе принятия решений;
- Установление постоянно действующих каналов для диалога между НПО, научными и образовательными учреждениями, органами государственной власти. Особое внимание необходимо уделять работе с молодежными объединениями и ВУЗами, расширяя возможности для контактов для перспективных представителей политико-экономической элиты.
- Расширение сотрудничества с соотечественниками в области науки, культуры и образования, что должно привести как к повышению эффективности такой работы, так и снижению опасений в сопредельных странах относительно характера и целей проектов в этой сфере, осуществляемых на государственном уровне.
- Содействие реализации проектов субрегионального и трансграничного сотрудничества, используя организационный и информационный потенциал «сетевого корсета».
Как представляется, цели и задачи НПО / фабрик мысли во многом перекликаются с задачами государства. В этой ситуации необходимо пересматривать конспирологические подходы к оценке деятельности общественного сектора и переходить к транспарентным формам их государственной поддержки. Это, в свою очередь, позволит влиять и на формирование региональной повестки дня, предоставляя России дополнительные внешнеполитические ресурсы.
Опубликовано - Козлова Елена, 13.09.2005, 23:39 Последний редактор - Козлова Елена, 13.09.2005, 23:39