О правомерности порядка финансирования муниципальных образовательных учреждений через Министерство образования и науки Самарской области
Н.А. Гаврилов
Статьей 15 проекта Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2005 год» предусмотрено выделение Министерству образования и науки Самарской области средств, в том числе и на финансирование каждого муниципального общеобразовательного учреждения г.г. Самары и Тольятти.
Согласно ч. 2 статьи 15 проекта «главным распорядителем бюджетных средств, выделенных в качестве субвенций на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.г. Самары и Тольятти, выступает министерство образования и науки Самарской области».
Предлагаемый порядок финансирования муниципальных образовательных учреждений для реализации основных общеобразовательных программ нарушает положения Конституции РФ и соответствующих федеральных законов.
Статьей 12 Конституции РФ установлено – «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
В соответствии со статьей 133 Конституции РФ «местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».
Статьей 29 (пп.6.1) Закона РФ «Об образовании» предусмотрено «финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов) (пп. 6.1 введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 123-ФЗ).
Данное законодательное положение является завершающим в структуре нормативных актов, исчерпывающе регулирующих порядок выделения субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ.
Бюджетным Кодексом Российской Федерации четко сформулированы виды финансового распределения средств: в статье 6 Кодекса закреплено, что «субвенция – (это) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов».
В Бюджетном кодексе термин «субвенция» упоминается в диспозициях 11 статей (ст.ст.6,44,68,69,78,133,136,139,181,190,274). При этом ст.ст.6,44,68,69,78,139,181 имеют непосредственное отношение к порядку предоставления субвенций именно бюджету местного уровня.
Статьей 44 закреплено, что финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы в форме субвенций подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
Положения статей 69, 78, 190 (о субвенциях физическим и юридическим лицам; субвенциях бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; о предоставлении субвенций, на выделение грантов и оказание материальной поддержки; о предоставлении субвенции негосударственным юридическим лицам в случае временного управления бюджетом) - дают четкое представление: А). - о субвенциях выделяемых бюджетам других уровней, в нашем случае местным бюджетам на цели образования; Б). – о субвенциях выделяемых физическим и юридическим лицам.
В проекте закона Самарской области «О бюджете на 2005 год» допущено смешение понятий субвенции, выделяемой юридическому лицу (Министерству образования и науки Самарской области) с субвенцией, выделяемой бюджету местного уровня.
Обоснование направления субвенций через Министерство образования и науки Самарской области профильностью ведомства и целевым характером субвенции (на образование) несостоятельно по причине нарушения конституционного статуса органов местного самоуправления, наличия у них бюджета иного уровня.
Кроме того, статьей 139 закреплены взаимоотношения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и установлено оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в форме предоставления субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.
Статьей 181 закреплено, что в проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены:
объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме субвенций, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь.
Таким образом, в статье 15 проекта должно быть отражено предоставление субвенций именно местным бюджетам г.г. Самары и Тольятти, с указанием в проекте закона объема финансовой помощи.
Промежуточная передача субвенции региональному ведомству в лице Министерства образования и науки нарушает положения указанных нормативных актов, включая ст.ст.12,133 Конституции РФ, гарантирующих права органов местного самоуправление, в том числе на компенсацию дополнительных расходов.
Помимо нарушения названных правовых актов, предлагаемый в проекте Закона Самарской области «О бюджете на 2005 год» порядок финансирования (выделение субвенций местным органам через региональную структуру) имеет коррупциогенный характер.
Введение предложенного в проекте закона порядка прохождения средств (субвенций) прямо назначенных местным органам через Министерство образования, создает как излишние бюрократические проволочки (ведение многократной финансовой, бухгалтерской и иной отчетности), так и прямые условия для возможных коррупционных проявлений.
Выделение субвенции напрямую местным бюджетам, через закрепление в статье бюджета, будет соответствовать требованиям Конституции РФ, Бюджетному Кодексу РФ, Закону РФ «Об образовании», а потому движение целевых средств приобретет оперативный, транспарентный и правовой характер.
---
Данное правовое заключение было подготовлено «Самарским Центром Права» по просьбе спорящих сторон: Министерства образования области и управления образования г. Самары. Это был случай, когда общественная организация поддержала администрацию города Самары. Окончательно вопрос был решен именно в предлагаемом организацией варианте
Опубликовано - Цымбалова Наталья, 28.09.2005, 03:31 Последний редактор - Цымбалова Наталья, 28.09.2005, 03:31