Проблемы обучения правам человека и гражданского образования
13-14 июня 2005 г. в Санкт-Петербурге состоялась V Ежегодная конференция программы СПб центра СТРАТЕГИЯ «Омбудсман и права человека». В рамках этой конференции работала специальная секция, посвященная проблемам обучения правам человека и гражданского образования. Ниже представлены результаты ее работы. В составе секции работали представители ведущих правозащитных общественных организаций из разных регионов России, а также Уполномоченные по правам человека и представители ГУВД СЗФО, поэтому результаты ее работы отражают экспертное мнение специалистов по обсуждаемой теме (список участников представлен в конце этого текста). Материалы секции были подготовлены И.Сажиным («Мемориал», Сыктывкар) и затем обработаны А.Сунгуровым (СПб центр СТРАТЕГИЯ, СПб)
Все высказывания участников и сформулированные ими проблемы объединены в три раздела:
1. Гражданское образование в школе и подготовка педагогов
2. После-школьное гражданское образование и роль органов власти
3. Обучение правам человека сотрудников милиции и иных силовых структур.
1. Гражданское образование в школе и подготовка педагогов
Необходимость гражданского образования по схеме возраст-право.
Исходя из того, что ООН объявило 2005 год гражданственности через образование. По этому нужно проводить образование гражданственности по всем сферам, и, прежде всего, надо распространять права человека в школу. Необходим обязательный федеральный компонент начиная с 1 класса. Для этого есть хорошие учебники, есть хорошие разработки. Схема, по которой можно данный компонент распространять в школах это возраст-право. Т.е. когда ученик достигает определенного возраста, он должен знать в какие права он вступает. Например, в 6 лет человек становится потребителем, он имеет право самостоятельно совершать покупки. Эта идея освещена у нас в спец. докладе, мы его довольно широко распространяли. Другой пример применения данного механизма. Право на ассоциации в школах, ученик должен знать, что имеет такое право и что имеет право требовать такое право. В 10 летнем возрасте родители должны согласовывать решения касающиеся ребенка с ним сами. Надо что бы в школьной программе появились практические темы, например в 14 лет, родители должны определиться с гражданством своего ребенка, потому что ему получать паспорт. Ребенок должен четко знать, как обращаться с правом. Этого ничего нет в школах. А это напрямую связано с легитимностью существования в Калининграде, от этого ребенок может в последующем пострадать. Родители должны знать, что заграничный паспорт их ребенок может получить с рождения. Тоже ребенок должен знать об уголовной ответственности, когда она наступает, а она наступает достаточно рано.
Необходимость образования в интернатовских учреждениях
Необходимость образования по правам человека в профессии
Особенно важна проблема правового воспитания в детских домах и интернатах. Их это более касается – они чаще всего подпадают под мошенничества с собственностью принадлежащей им, с их правами на те или иные льготы. Тоже надо и в ПТУ давать прав с учетом образовательной деятельности. По профессии. Например, какую ответственность несет медсестра. Она обязана это знать и изучать. Школьник должен знать, что трудовые прав наступают с 15 лет по Трудовому Кодексу. Это нигде не объясняются в школьной программе
Проблема сложности прохождения существующих технологий обучениям правам человека в Минобразе, при дольно легком прохождении в школу православного образования. Проблема не обученности учителей правам человека и технологиям распространения. Проблема опасности формализованности обучения правам человека.
Могу представить по Калининграду раскраски для детишек по правам человека. Здесь есть так же материалы для старших детей, все это касается Конвенции по правам детей.
Существует много разработок, как преподавать права человека детям. Но нужна программа обучения учителей, что бы они преподавали права человека не так как другие предметы. Если это будет преподаваться, так же как сейчас преподаются другие предметы, то возникнет естественное отвращение, которое по жизни преодолеть не удастся.
То, что я вам показываю по Калининграду это только часть материала, отвечая вам могу сказать, что тут еще есть методические разработки. А то сами по себе все это будет не понятно. Это разработки сделаны учителем, который работает в школе. К сожалению, это очень сложно внедрить. Отделы образования, Минобраз становятся здесь очень сложным консервативным пределом. А от сюда нашим учителям это не нужно. Православную культуру отделы образования проталкивают на ура в школу. А это не готовы внедрять.
Проблема перегруженности детей в школах, в частности, перегруженности школьных программ ненужными знаниями. Проблема отсутствия в обучении конкретных поведенческих технологий отношений с властью в защиту прав человека.
• Здесь сложность вся в том, что в школах есть проблема перегруза, и проблема плана обучения правам человека ни как не влезет в ту сетку, которая существует. План четко закреплен за так называемыми основными предметами, а если идти факультативным путем, то будут ругаться проверяющие службы и родители по поводу того, что и так на детей очень многое наваливается факультативно.
• Почитайте учебник по граждановедению, там очень много не нужного. Сама программа устроена так, что очень загружена ненужным. Стиль подачи информации в учебнике - сплошные определения. Это все из высшей школы выдрали, по философии, психологии и втиснули для школьников. Они сдают тест, и это все вылетает из их голов. Польза от этого минимальна.
• У нас в школьной программе есть вопросы, касающиеся молодежи и милиции, но, увы, незакладываются поведенческие алгоритмы. Чаще все конфликты с милицией происходят из-за неправильного поведения граждан. Их никто не учил как правильно себя вести, а это должно так же проходит в обучении.
• У нас есть организация общественные, которые выпускают специальные буклеты по вопросам практических советов поведения с работниками МВД, но эти материалы для работы за пределами обязательных программ
• По просвещению так же всевозможные различные конкурсы и внешкольная работа. Мы с работниками МВД обсуждали, что если говорить о том, как себя вести с милицией, можно проводить акции в этом направлении. Может быть показательное что-то. Может что-то нужно очень рано начинать в преподавании, что-то позже.
Милитаризация образования, прикрываясь идеям патриотизма в противовес идеям прав человека.
• Я открываю учебник ОБЖ, а там вначале строевая подготовка, а далее как собирать и как разбирать клашников. Так назовите этот учебник и этот курс военная подготовка. А ученик читает учебник ОБЖ и делает от сюда вывод, что надо учиться убивать для своего спасения. А вообще по закону человек имеет право пользоваться оружием с 18 лет, и то после особой процедуры разрешения. И это все защищает Минобраз.
• В учебнике по ОБЖ проявляется милитаризм нашего государства. Государству не нужны просвещенные в правовом отношении граждане, ему нужны солдаты.
• На сегодня основной вопрос образования – это наполнение его содержанием. Да будем просвещать, но чем? Чему будем учить.
Необходимость экспертизы учебников с целью их оптимизации для определения места для гражданского образования, в частности, учета гендерного баланса
• Нужна общественная экспертиза учебника.
• Когда мы проводили экспертизу учебника, и как только я это сказала людям и они тут же забывали обо всем и бежали доставали учебники и показывали что пишут в них. Для людей это очень актуально. Они в ужасе от наших учебников. В учебнике биологии для школ материал 6 курса медицинского института. Сплошная латынь. По литературе – тоже латынь сплошная. Латынь из высшей школы перешла в среднюю. Так что места для прав человека в школьной программе навалом.
• Я могу привести пример учебника для начальной школы, типа букварь. В песочнице девочка вылепила столько-то ромбиков, а пришел мальчик и разрушил столько-то ромбиков. Т.е. примеры агрессии детей и родителей. Мама помыла столько-то тарелок, пришел папа и сломал столько-то тарелок. Ребенок делает вывод, что строят и чистоту наводят девочки, а все ломают мальчики. Это не гендерный подход в учебнике.
• Так ведь автомату учат по ОБЖ так же и девочек.
• Нужно выводить экспертизу учебников, а для этого нужен грант.
Подготовка учителей к преподаванию прав человека.
• Наш минобраз подготавливает и проводит курсы переподготовки учителей и когда я начал интересоваться у участников курсов о правах ребенка, о конвенции, они смотрели удивленными глазами. Они ничего не могли сказать о правах своих учеников.
• Особое место должно иметь образование учителей. Нужна подготовка кадров. Включая Вузовских учителей.
• Более продвинутые учителя слышали о правах человека, знают, но прощупав их узнаешь, что они знают о существовании текста, но сам текст они не знают, а тем более не могу его применить в жизни, на своих учениках.
Методическое и информационное обеспечение преподавания прав человека в школах.
• Библиотеки школьные, у них ничего нет о правах человека, у директора так же ничего о правах ребенка на столе ничего не найдешь. Конвенции о правах ребенка нет. Надо добиваться организационными методами, через Минобраз вывешивать уставы школы, конвенции о правах ребенка и должности лиц к которым можно обратится с жалобой на нарушение прав ребенка.
• Важно введения дистанционного образования по правам человека при отсутствии в библиотеке литературы в этой области. Нужно использовать интернет ресурс для этого.
• Книжка в библиотеке – это не достаточно, должна возникать потребность ходить в библиотеку и брать книгу по права человека, а это возможно в отношении школьных библиотек только в случае обязательной необходимости инициированной учителями.
• Компьютерные классы сейчас есть почти везде, есть уроки информатики, дети выходят в Интернет хотя бы раз в году, пусть они выходят на правозащитные сайты.
• Есть очень положительный опыт уроков по правам человека в различных школьных предметах. Права человека на уроках географии, на уроках биологии.
В самой школе слабо действуют, если действуют вообще механизмы защиты прав человека.
• Да это важно у нас в Коми Вокуев ввел омбудсменов в школах. Это важно, что бы в школе был человек, которого бы уважали и доверяли ему ученики, учителя, родители, администрация. Но это сложно найти такого нейтрально настроенного человека. Видимо по этому у нас это и заглохло.
• Мы в Калининграде начали эту тему и начали писать положения уполномоченных по правам человека в образовательном процессе. И пришли к выводу, что это не должна быть персонифицированная личность, а должен быть совет по правам человека в школе. Туда должны входить и родители, и дети, и учителя, и администрация. Это правозащитный союз. У Ландо были уполномоченные в школах, но это опасно. Это в государстве можно персонифицировать, но не в обществе
2. После-школьное гражданское образование и роль органов власти
Необходимость образования в области прав человека в ВУЗах.
В ВУЗах нет ничего о правах человека, крое юридических. В Вузах не учат учителей правам человека. И так же по другим вузам. Тоже в архитектурном институте – должно быть известно студентам о видах ответственности, что бы ни рушились дома и развлекательные центры. Так же должны быть дополнительные программы для обучения работников МВД.
Необходимость обучениям правам человека в послевузовском обучении.
Ситуация и пути решения:
Поэтапная систем должна идти и для специалистов, в виде послевузовского образования. На всех курсах обучении, везде где квалификационные экзамены есть надо включать вопросы в квалификационные тесты, связанные с правами человека. Начиная от Конвенции и до Конституции.
Роль СМИ в обучении правам человека Проблема коммерциализации СМИ и просвещения в области прав человека, как это преодолеть.
• Здесь не надо пренебрегать телевидением. Я предложил проект на телевидение, они берут его на вооружение. Я обещал, не будет говорящих голов. Там будут студенты, эксперты: историки, этнографы, юристы. Там будут дискуссии, ток-шоу. Это будет интересно, если состав и ведущий будет хороший.
• Я в год выступаю на телевидении несколько раз. У нас студия «Эксперт» на одном из каналов. Там у нас приглашаю специалистов, там тема прав человека занимает 1/3 всего эфирного времени.
• Видеоряда предостаточно: и рисунки, и фото. Видео материалы существуют – ресурсы огромные. И польские есть фильмы М.Новицкого.
• Сейчас идет процесс коммерциализации, и все бесплатное выбрасывают с телевидения. Здесь мы вынуждены переходить к государственным программа, и в том числе на телевидении, и на радио. Ключевой момент – это требовать от государства в школах обязательное обучение правам человека. Но не только в сфере прав человека. Вводить так же обучение: как взаимодействовать с органами власти. Я была свидетелем игр, как школьники выбирают президента и как выбирают парламент. Ну, выбрали, а что дальше - дети и не знают что делать. Чем должен заниматься президент? Они не знают, что правительство должно быть назначено. А парламенту подсказывают, что бы они написали Конституцию. Они пишут Конституцию, первая строка которой Президент избирается пожизненно. И дети не знают, как писать заявление в ЖЭК.
Специфика гражданского образования на Северном Кавказе
Хотелось бы сказать, что такое правовое просвещение по северному Кавказу. Правовое просвещение это альтернатива экстремистским учениям. Ребенок если он не занят, он идет к извращенным ценностям, либо, если он занять, то идет в сторону гражданства. С детства идет дополнительное осознание своего места в обществе, в республике. Мне кажется, в школе не до конца делается все для осознания своего места в твоем сообществе, в системах культуры, региона. Тут возникают трудности, когда подросток выезжает за пределы региона, населенного пункта и не умеет себя вести. Он не понимает важных вещей. Это образовательные сегменты. Здесь начинают работать другие источники образования. По этому гражданское образование это окультуривание, встраивание в Российскую Федерацию. Откуда уходит светское образование заполняется другим. Этот вакуум надо преодолевать.
Роль государственных органов в развитии гражданского образования
• Я была секретарем в совете по образованию в Государственной Думе. Сейчас этот совет почти не действует. Общественная экспертиза хорошая вещь, но эта идея будет пущена в песок если ее четко не лоббировать.
• Мы поедем к Э.Панфиловой и повезем ей наши Калининградские разработки.
• Минобраз все придушит на корню, нужно делать все через администрацию Президента, это более действенный путь.
• Администрация Президента – это федеральные инспектора на местах.
• Тут есть тоже проблема, они, чиновники от которых зависит решения в этой области, все понимают, они говорят да это важно, но ни чего не делают. Когда я пришла к федеральному инспектору, он сказал что обеспечит поддержку, но посмотрим что дальше будет.
• Сейчас сложилась ситуация, что люди ломают эту систему не понимания что такое права человека снизу, но государство игнорирует эти инициативы
3. Обучение правам человека сотрудников милиции и иных силовых структур.
Проблема отсутствия нормальной программы обучения прав человека в силовых ВУЗах и учебных заведениях.
В ВУЗах МВД сейчас создаются программы. Например, с подачи Э.Панфиловой это делается, но ведь нет преподавателе, нет программ по правам человека, нет базы. При этом мы боимся, что то, что создадут какие-то учебные, от неба будет не от земли. Все это будет удалено от реальности. Надо будет создавать программы многоуровневые. Надо создавать правозащитное образование по всем уровням милицейского образования: школа милиции, специальные училища, ВУЗы МВД. Эту программу и надо создать. Тогда это и получиться полноценная и эффективная программа.
Проблема не распространения уже существующих технологий и методик обучения правам человека
С.Великоредчанина (Ростов-на-Дону)
В отношении обучения МВД я интересовалась этим вопросом. Евросоюз издал учебник МВД и права человека. Есть книжка, где расписаны отдельные права человека. Есть книга: 24 способа как заинтересовать милицию правами человека. Там уже все разбито, его можно применять как учебное пособие. Эти упражнения я применяла на практике в Узбекистане, когда обучала работников МВД. Их обязали обучать свою милицию. Применительно к этой систем у нас есть программа «Хьюли-докс», по сохранении и обработке документации милиции. Там вводится весь поступающий материал, отдельно жертва, действия преступника и предполагаемый преступник. В конце концов, это может выдать статистику, по всем видам, и превратить это графики, что бы можно было уловить тенденцию в преступлениях. Мы смотрели, что избивали в один год людей одной национальности, можно выловить признаки проявления ксенофобии, можно по районам отличать. Можно смотреть на статистику жалоб и что-то отлавливать, а потом понимать, что некоторые проблемы можно решить через решения кадровых вопросов. Так же эта статистика может выявить неправильно введенный закон. Т.е. через данную программу можно выявить тенденцию Надо эту программу адаптировать под нашу страну. Эту программу можно и под уполномоченных адаптировать. Но я не знаю, может быть, эта программа у нас есть. А в Узбекистане этой программы не было.
Проблема технического обеспечения силовых структуры для нужд обучения правам человека.
У нас в МВД нет не только программ, но и компьютер. Сложно делать серьезные документы, бегая от компьютера к компьютеру.
Это вопрос технического обеспечения органов МВД.
Здесь вопрос, кто кого обеспечивает. Мы государственные служащие не имеем права пользоваться иностранными гранатами. Хотя мы платим в Совет Европы большие деньги и при этом считаем деньги, которые возвращаются к нам из Совета Европы иностранными.
Как же быть с обучением правам человека чиновников, судей, прокуроров, работников МВД. С теми, кто уже работает. Когда студент приходит с ВУЗа, то ему первым делом говорят, что прав человека в реалии нет и забудь, что там тебе говорили в вузе. Что делать, что бы этого не произошло?
Есть повышение квалификации. Один раз в пять лет в МВД. И было предложение во все уровни дисциплину права человека ввести, а кроме этого при повышении квалификации пусть им постоянно напоминают о правах человека и они пусть сдаются по этой теме тесты.
Важно так же понять, кто это будет преподавать. Можно так подавать тему прав человека, что это может принести только вред.
Есть положительные примеры
Т.Барандова, об опыте проекта «Властная вертикаль и гражданская горизонталь»
Мы делали на базе учебного центра в Карелии обучение таких преподавателей, что бы они смогли донести до милиционеров все. Мы взяли среднее руководящее звено работников милиции и тех кто ближе к гражданам: ГИБДД, МОБ. Сидели на занятиях и крупные чиновники милиции, но им было тяжело так отрываться от работы. На учебе были участковые, ПВС, следователи, ППС, и плюс 5 слушателей школы милиции, были оперы, дознаватели. Участвовали сотрудники учебного центра. Всем понравилось, они сказали, что не будут ждать пока вышестоящие структуры что-то родят и стали сотрудничать со «Стратегией». Мы проговорили со всеми сотрудниками это. Если снабдить их литературой, то они будут проводит это со своим ребятами. Мы касались фундаментальных прав, права женщины, обзорное международное законодательство, Конституцию. Не все люди понимали, что международное законодательство признано конституцией. Так же работали по дискриминации во всех направлениях. Брали толерантность как таковую. Была и психолог, она делала живой круглый стол МВД, ГУИН, ОМОН, ФСБ и мы их готовили общаться и рассказывали что такое НКО, глоссарий слов показывали применяемый в НКО. Мы создали почву для общения с НКО. Второй день был круглый стол и тренинги и это с теми людьми кто никогда не общался с НКО. Там были лидеры этнических групп. Были молодежные организации, у них были претензии к МВД. В Новгороде это было сложно, там были конфликты, там сложности с мигрантами, так же сложно было в Пскове – это из-за проблем с границей. Можно сделать вывод, что работники силовых структур шли на длинный контакт, у них не стало противника, увидели нормальных людей, и что с ними можно разговаривать. Милиционеры узнали много нового о своих же коллегах, заново познакомились. Они раньше своих-то не видели, увидели интересы вне службы. Это мы увидели на зачатки партнерства.
Светлана Великоредчанина, об опыте Ростова
Мы в Ростове по-другому строили обучение представителей силовых структур, только тренинги, лекций не было. По разбору прав. Они где-то слышали, но с правами человека не связывались. Инструкции милиции и касаются и применения оружия, и это все касается прав человека. Им надо показать путь и они придут к стандартам.
На самом деле технологий мало.
Надо работать с МВД, учителя, судьи, журналисты, правоохранительные органы, прокуратура.
Прокуратура очень сложна для контакта. Они обращаю внимание права пострадавшего.
Приложение. Список участников секции
1. Воронеж. Андрей Юров.
2. Дагестан. Абдарахман Юнусов.
3. Ингушетия. Джамбулат Оздоев.
4. Калининград. Ирина Вершинина.
5. Коми. Игорь Сажин.
6. Ростов. Светлана Великоредчанина.
7. Рязань. Софья Иванова.
8. Самара. Николай Гаврилов.
9. Санкт-Петербург. Сергей Никитченков.
10. Санкт-Петербург. Татьяна Барандова.
11. Санкт-Петербург. Юрий Герман.
12. Хабаровск. Александр Бехтольд.