Мини-реферат книги Владимира Мау "Экономическая реформа: сквозь призму конституции и политики"
Мини-реферат книги
Мау В. Экономическая реформа: сквозь призму конституции и политики / Ред. Н.Гаямова.- Библиотека Московской школы политических исследований.- М.: Ad Marginem, 1999.- 240 с.
«Бедная страна не может позволить
себе построение хорошей правовой
системы, а без хорошей правовой
системы страна никогда не сможет
стать достаточно богатой, чтобы
позволить себе эту систему».
И сегодня актуальны проблемы, затронутые Владимиром Мау в его книге «Экономическая реформа: сквозь призму конституции и политики», изданной семь лет назад. Эта актуальность обусловлена обращением В.Мау к теме институциональных изменений, к процессу (и самой возможности) формирования институтов. Непривычен (и потому интересен) подход автора: исследование экономических преобразований через призму политических и конституционно-правовых факторов. Именно этим необычным для российской науки подходом обусловлен детальный анализ зарубежных исследований конституционных проблем экономических реформ .
Насколько связаны темпы экономического роста и демократия? Гарантирует ли принятие и действие демократической конституции рост уровня социально-экономического развития страны? Анализ существующих точек зрения по этим вопросам вы найдёте во втором разделе книги «Социально-экономическое развитие и демократическая конституция». Здесь же автор исследует предпосылки демократической конституции, посвятив отдельный параграф (2.2.) социально-экономическим предпосылкам демократизации в СССР.
Находят ли отражение в конституционных актах пути решения социально-экономических проблем государства? Поиску ответа на этот вопрос посвящён третий раздел «Экономические проблемы и современные конституции». В кратком историческом очерке (параграф 3.1.) В.Мау прослеживает эволюцию социально-экономических проблем конституционализма, последовательное прохождение трёх этапов: либерализм, социальное государство и процесс усиления либеральных тенденций с сохранением социального аспекта в конституциях при ослаблении популизма (С. 37). Эволюция конституционализма оценивается автором как часть эволюции общества (С. 37). В следующем параграфе (3.2.) рассматриваются принципы функционирования рыночной демократии и их отражение в демократической конституции. Такими принципами, по мнению В.Мау, являются неприкосновенность личности и собственности, социальность, единство территории и федерализма и стабильность экономической системы (С. 40), и автор анализирует, как тот или иной принцип воплощается в конституциях разных стран .
В четвёртом разделе выявляются взаимосвязи экономических преобразований с реформами конституционализма. Отдельные параграфы посвящены особенностям конституционно-правовых реформ в посткоммунистических странах (4.2.) и конституционным проблемам в условиях революции (4.3.).
Краткая характеристика политических систем и их трансформаций в отдельных странах содержится в пятом разделе книги. Конституционно-политические и экономические преобразования во Франции (параграф 5.1.) и Великобритании (параграф 5.2.) сопоставляются с опытом посткоммунистической России (параграф 5.3.).
В разделе 6 прослеживаются основные этапы формирования конституционно-правовой базы экономических реформ в России. Реформы периода перестройки, по мнению В.Мау, «не имели определенно сформулированного правового компонента» (С. 103). Причины этого автор видит в следовании традициям советской политической системы, политическом негативизме. На первых порах практически все документы по концепции и механизмам реализации экономических реформ готовились экономистами (С. 105). Осознание необходимости осуществления глубоких преобразований экономической и правовой базы произошло на следующем этапе трансформации (1989-1991 гг.), в ходе которого М.С.Горбачевым был провозглашён тезис о приоритете общечеловеческих ценностей, реализовался принцип многопартийности, произошло признание частной собственности и необходимости отказа от государственного установления цен. Трансформация происходила на фоне углубления экономического кризиса, вызванного, с одной стороны, несовершенством правового поля и несоответствием принимавшихся решений реальным потребностям развития экономики, а с другой – ослаблением государственной власти с одновременным усилением роли отдельных групп интересов (С. 109).
Исследуя в разделе 7 экономические проблемы действующей Конституции Российской Федерации, автор приходит к следующему выводу: на долю органов местного самоуправления приходится основная часть социальных расходов государства, тогда как собственные налоговые источники муниципалитетов не превышают и 10 процентов расходных обязательств (С. 138). К чести автора, выделенные им основные направления развития нормативно-правовой деятельности для решения постстабилизационных экономических задач, уже реализованы в российской правовой системе: это и проведение кодификации, и создание единых государственных реестров юридических лиц и прав на недвижимое имущество, и принятие трудового и социального законодательства, ориентированных на рыночные отношения.
Самыми спорными являются, пожалуй, выводы 8 раздела книги, в котором автор рассматривает проблемы устойчивости правовой базы экономической реформы. Конечно, читатель сам решит, стоит ли знакомиться с подробными (на 12 страницах) графиками максимальных и минимальных периодов действия постановлений и распоряжений правительства. Но, на мой взгляд, не столь важно, как долго нормативный акт действует. Важно, достигнута ли цель правового регулирования: появилась ли у адресатов нормы возможность реализовать закреплённые этой нормой возможности.
Размышляя в Заключении об устойчивости конституционно-правового режима посткоммунистической России и особенностях действующей Конституции, В.Мау напоминает о том, что следует проявлять чрезвычайную осторожность при решении вопроса о внесении дополнений и изменений в Основной Закон, отдавая предпочтение иным вариантам фактического уточнения конституционных норм (поправкам в федеральные конституционные законы, решениям и постановлениям Конституционного Суда).
В этой книге нет однозначных ответов на извечные вопросы: как правильно управлять государством, что выбрать: государство либеральное или социальное, как построить демократию. Но тем, кто задумывается над разрешением таких вопросов, представляется уникальная возможность: ознакомиться со множеством мнений и точек зрения и сделать собственные выводы…
Опубликовано - Вандышева Алёна, 18.02.2006, 00:16 Последний редактор - Вандышева Алёна, 18.02.2006, 00:16