Калининградская область: власть, гражданское общество и защита прав человека
[Статья опубликована в кн.: На пути к Уполномоченному по правам человека. - СПб: Норма, 2000, с. 56-61]
Евгений Бестужев, руководитель отдела Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра "Стратегия"
Остров на суше: особенности населения и ситуация во властных структурах.
Калининградская область относится к Северо-Западу Российской Федерации. Регион имеет ряд особенностей, обусловленных отсутствием общей границы с другими российскими территориями, что в значительной степени затрудняет с ними связи. Однако, именно это обстоятельство привело к созданию в регионе свободной экономической зоны. Наличие незамерзающего морского порта и окружение европейских государств делают Калининградскую область привлекательной для инвесторов. Особенно тесные связи налажены с Литвой, Германией и Польшей. Что касается Германии, то область, ранее носившая название Восточной Пруссии, входила в состав Германии, на протяжении многих веков на ее территории проживало моноэтническое немецкое население.
И сегодня, несмотря на репатриацию коренного немецкого населения после второй мировой войны, в регионе сохранилось сильное влияние немецкой культуры, которая оказывала соответствующее влияние на переселенцев из России, формируя соответствующим образом их менталитет. Кроме того, переселенцами были люди с активной жизненной позицией, которые в создании нового использовали все то, что осталось от Германии (здания, хорошие дороги, не разрушенные производственные мощности, а главное, пример того, как надо жить). Доминирующей частью населения области кроме многочисленных военнослужащих стали моряки, рыбаки и портовые работники, т.е. люди, которые в эпоху “железного занавеса” и холодной войны часто бывали за границей и общались с внешним миром.
После падения советской коммунистической системы область развивается как наиболее значительный центр интеграции России в европейское экономическое, политическое и культурное пространство. На протяжении 90-х годов доминировала концепция развития области как моста между Россией и Европой. В области отлажен механизм свободной экономической зоны, который оказал положительное воздействие на развитие внешнеэкономических связей. Особенно велика доля сотрудничества с соседними балтийскими странами, прежде всего с Польшей, Германией и Литвой, внешнеторговые операции с которыми составляют около 50% всего объема оборота. Кроме того, область тесно сотрудничает с Беларусью, Чехией, Голландией, Италией, Венгрией, Францией, а также с отдельными регионами соседних государств. В настоящее время в области зарегистрированы 1383 предприятия с иностранными инвестициями и 113 филиалов и представительств иностранных фирм.
Это обстоятельство стало причиной низкого по сравнению с другими регионами России рейтинга КПРФ и слабой ностальгии по советскому прошлому. Комунопатриотиеские организации составляют 20% состава областной думы, 15% представлены демократическими силами. Остальное поле представляет собой чиновно-бюрократическую среду, ориентированную на губернатора, бывшего директора Калининградского рыбного порта Л.Горбенко. Всего областная Дума состоит из 32 депутатов, из которых 4 коммуниста (2 от КПРФ и 2 - ленинской ориентации), 12 от “Единства”, представляющие коньюктурную группу, 7 представляют антигубернаторскую фракцию. Всего в думе две фракции: “Единство” и антигубернаторская фракция “Янтарный край России”, в которую входят представители СПС, «Яблока» и правоцентристы (Багалин, Фролов).
Очередные выборы в областную думу состоятся 1 октября 2000 одновременно с выборами губернатора. Оппозиция действующему губернатору достаточно организована и структурирована. В Калининграде кроме противостояния губернатора и думы имеет место противостояние губернатора и мэра города Ю.Савенко.
Средства массовой информации
Отличительной чертой Калининградской области является широкий спектр независимых от областной администрации средств массовой информации. Следует отметить такие независимые СМИ, как еженедельная газета “Новые колеса”, которая выходит каждый четверг тиражом 14000 экземпляров, (учредитель и редактор И.Рудников) ежедневная независимая газета “Калининградская правда”, разовый тираж которой составляет 50.000 экземпляров (главный редактор А.Хмурчик). Учредителем газеты является ЗАО “Калининградская правда” и она фактически является газетой калининградской мэрии. После начала разногласий между губернатором области и мэром Калининграда газета публикует критические антигубернаторские материалы. Еженедельная газета “Каскад”, учредителем которой является НТРК “Каскад”, тираж 10000 (главный редактор Владимир Сазонов). Газета публикует острые материалы, связанные с проблемами коррупции и защиты прав человека.
Также необходимо отметить СМИ, действующие в области за пределами Калининграда, такие как еженедельная независимая газета “Гвардейский калейдоскоп”. Это частное издание, учредитель и главный редактор С.Н.Демидов, тираж 600. Газета публикует наряду с рекламой статьи на злободневные темы.
Из прогубернаторских СМИ наиболее значимыми являются ежедневная региональная газета “Янтарный край”, учредитель Балтийское агентство информационных технологий (главный редактор В.Е.Чертков). Газета выходит 5 раз в неделю, тираж 25000. Также необходимо назвать газету “Дмитрия Донского-1”, названную так по адресу соответствующей редакции, расположенной в администрации области, и телерадиокомпанию “Дюны”.
Положение со СМИ в Калининградской области выглядит значительно лучше, чем в большинстве субъектов Российской Федерации. Это в значительной степени способствует активизации структур гражданского общества, открытости власти и нетерпимости к нарушениям прав человека. Кроме того, перечисленные выше независимые СМИ публикуют материалы, раскрывающие факты коррупции и злоупотреблений в органах власти. Фракция Калининградской Областной Думы «Янтарный край России» периодически выпускает дайджест прессы с наиболее актуальными материалами, которые содержат критику губернатора, статьи на экологические и правозащитные темы, много уделяется внимания вопросам открытости власти и свободы СМИ.
Структуры гражданского общества
В настоящее время в Калининградской области имеются достаточно развитые структуры гражданского общества. Среди активно действующих НКО много организаций, имеющих непосредственное отношение к защите прав человека. Деятельность этих организаций не сконцентрирована исключительно в областном центре, как во многих других регионах России, а широко охватывает всю область. В настоящее время в области действуют 932 общественные организации, из которых 30 ориентированы на правозащитную деятельность согласно своим уставным целям. Идет постоянный процесс создания новых организаций, в т.ч., действующих на международном уровне. Так 7 марта 2000 г. в Калининграде проходит заседание инициативной группы по созданию Ротари-клуба.
Важно отметить, что в Калининграде и области работают многие ученые в области социально-экономических, политических и правовых исследований. Главные темы исследований посвящены будущему Калининградской области связи с расширением Евросоюза на Восток. Европейское сообщество озабочено перспективой получения в центре своего образования зоны со значительно более низким уровне жизни, которая будет постоянным очагом нестабильности и напряженности. Поэтому Европейский Союз крайне заинтересован в устойчивом развитии этого своеобразного региона и готов вкладывать значительные инвестиции. Однако, для этого необходима определенная стабильность в регионе. Это прежде всего касается создания правового поля, соответствующего европейским стандартам.
Для этого необходимо проведения широкого спектра исследовательских и образовательных программ. Важную роль здесь играет созданный в 1998 г. Фонд «Региональная стратегия» для исследования политических и социально-экономических процессов, идущих в регионе и для содействия становлению там институтов гражданского общества. Деятельность фонда осуществляется по таким направлениям, как научно-исследовательская и информационно-аналитическая деятельность (включая издательские и образовательные проекты, связи с политическими партиями, осуществление региональных и международных программ. Президентом фонда является первый губернатор Калининградской области, профессор Юрий Семенович Маточкин. Фонд имеет свое издание по регионалистике, вестник фонда «Региональная Стратегия» «Регион», председателем редакционного совета которого является Ю.С.Маточкин, ответственным редактором к.и.н., директор фонда «Региональная стратегия» С.И.Гинзбург.
Защита прав человека: правозащитное движение
24 апреля 1999 г. в зале заседаний Калининградской Областной Думы прошла Первая Конференция регионального правозащитного движения Калининградской области. Движение объединило 20 общественных организаций, комитетов, фондов и центров со всей Калининградской области и избрали договорную форму сотрудничества. Для организации совместных действий и налаживания информационной сети был создан Координационный Совет.
Кроме того, организован выпуск Калининградского Вестника регионального правозащитного движения тиражом 500 экз. для бесплатного распространения. В первом номере Вестника за 1999 г. помещен список правозащитных организаций Калининградской области с их координатами. На конференции была принята программа сотрудничества и партнерства правозащитных организаций Калининградской области, договор о совместной деятельности, заявление о целях и задачах конференции в деле усиления правозащитного движения в области и Положение о Координационном Совете правозащитного движения Калининградской области.
20 мая 2000 г. в Калининграде состоялась учредительная конференция Калининградской региональной ассоциации правозащитных общественных объединений. В качестве учредителей выступили 18 организаций Также на конференции был принят Устав Ассоциации. В работе конференции приняли участие председатель юридического комитета мэрии Калининграда, представитель международного профсоюза трудящихся Жак Марие (Франция) и зав. отделом Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра “Стратегия” Е.Бестужев.
Однако никто из областной администрации на конференции не присутствовал, несмотря на предварительную информацию и своевременные приглашения. Здесь сказалось традиционное для российских чиновников пренебрежительное отношение к институтам гражданского общества и к проблеме защиты прав человека. Тем не менее, то обстоятельство, что область находится в непосредственной близости, а в скором будущем и в окружении стран ЕС, с которыми она стремиться поддерживать тесные связи и получать инвестиции, заставляет властные структуры придерживаться в определенной степени европейских стандартов в области прав человека.
В заключение представители всех организаций - учредителей высказались за необходимость скорейшего введения поста Уполномоченного по правам человека в регионе. Организаторы конференция планировали также принять обращение к губернатору области о необходимости подписания принятого в декабре 1999 г. закона «О Уполномоченном по правам человека…», но губернатор подписал наконец этот закон 19 мая, накануне конференции.
Защита прав человека: становление института Уполномоченного по правам человека
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 864 “О некоторых мерах по государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации” в 1996 году в Калининградской области была создана Комиссия по правам человека при главе администрации области. 20 апреля 1999 года был утвержден новый состав Комиссии по правам человека при губернаторе области. Председателем комиссии стал руководитель группы советников губернатора области Корниенко Анатолий Иванович, заместителем председателя - председатель комитета по правовым вопросам и работе с федеральными органами государственной власти администрации области Сорокина Стелла Анатольевна, всего в состав комиссии вошли 16 человек, являющихся должностными лицами областной администрации. По мнению представителей правозащитных организаций и оппозиционным губернатору СМИ, комиссия не выполняет свои функции, т.к. полностью зависит от областной администрации и работает на непостоянной основе.
Исходя из этого, ряд граждански мыслящих депутатов областной Думы, и в первую очередь председатель комитета по правопорядку и безопасности В.В.Багалин, стали готовить законопроект «Об уполномоченном по правам человека в Калининградской области». Весьма полезным для разработчиков оказалось их участие в конференции «Институт регионального Уполномоченного по правам человека: опыт законодательного регулирования и практической деятельности», которую провел 20-21 марта 1998 г. в Санкт-Петербурге Санкт-Петербургский центр «Стратегия» совместно с Департаментом прав человека Советом Европы [1].
В декабре 1999 г. закон был принят Областной думой, однако губернатор наложил на него вето, требуя внести ряд поправок. Эти поправки были приняты, и Дума проголосовала за закон с поправками 13 апреля 2000 г., но губернатор по прежнему не подписывал закона. И этот случай был не единственным во взаимоотношениях губернатора и депутатов.
В этой ситуации 18 мая 2000 г. Калининградской областной думой было принято постановление «О нарушении главой администрации (губернатором) области во 2-м квартале 2000 г. установленных областным законодательством сроков подписания и опубликования принятых областной Думой законов Калининградской области». Депутаты поручили государственно-правовому управлению совместно с постоянной мандатной комиссией подготовить обращение в суд в связи с данными нарушениями. В числе таких законов был и закон «Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области». В итоге закон был подписан губернатором 19 мая 2000 г. , то есть на следующий день.
Сразу вслед за этим началась подготовка к избранию Омбудсмана. 20 июня 2000 г. областной думой была предпринята попытка избрать Уполномоченного по правам человека в Калининградской области. Депутаты рассматривали 9 кандидатов на этот пост, 3 из которых - депутаты думы, в т.ч., председатель комитета по правопорядку и безопасности В.В.Багалин, поддержанный правозащитными организациями области, 6 - представители различных общественных объединений. Но никто из кандидатов не набрал необходимых для избрания на этот пост 17 голосов. Теперь к вопросу об избрании Омбудсмана Калининградская областная дума вернется уже после избрания своего нового состава, т.е. не ранее октября 2000 г.
Статья 4 закона об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области предусматривает участие в выдвижении кандидатов на должность Уполномоченного губернатора области, областной администрации, депутатов Областной Думы, депутатов Государственной Думы от калининградской области, депутатские объединения Областной Думы, представительных органов местного самоуправления в Калининградской области, действующих в Калининградской области общественных объединений, отделений общероссийских и региональных политических партий. Это делает закон в достаточной степени демократичным, который позволяет вовлечь в процесс становления и развития института Омбудсмана в регионе широкие круги различных социальных групп. От правозащитных организаций области и депутатской фракции «Янтарный край России» на должность Омбудсмана предполагается выдвинуть единого кандидата В.В.Багалина.
Региональная специфика Калининградской области позволяет говорить о необходимости и возможности создания здесь эффективного института Омбудсмана, который при конструктивном диалоге с властными структурами мог бы в своей деятельности опираться на высокоразвитое правозащитное и научное сообщество. Содействовать этому процессу могло бы проведение образовательных программ (лекций, семинаров, тренингов, конференций), объединяющих представителей всех ветвей власти, правозащитников, юристов, ученых, представителей политических партий и СМИ.
[1] Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. / Под редакцией А.Ю.Сунгурова. Том 2. Региональный омбудсман. - СПб., 1999, с. 52-111.
Опубликовано - Цымбалова Наталья, 05.10.2003, 02:16 Последний редактор - Цымбалова Наталья, 13.03.2004, 01:22