Введение: чем вызвана необходимость подготовки курса именно для Уполномоченных по правам человека в регионах России?
Вопрос о гендерном измерении становления института Уполномоченных по правам человека в регионах России характеризуется следующим:
Во-первых, новый для постсоветской политической системы России политико-правовой институт региональных Уполномоченных по правам человека (далее в работе встречается как аббревиатура – УПЧ или РУПЧ) получил широкое распространение. На начало июня 2006 года насчитывается 35 регионов (из 86, т.е. примерно 40% от общего числа), в котором институт региональных УПЧ возник и укоренился, в 34 из них функционирование осуществляется на законодательной основе, в одном - по назначению главы исполнительной ветви власти. На федеральном уровне действует уже третий Уполномоченный, избранный на основании Конституционного закона №1 РФ. Наличие института в трети регионов Российской Федерации является важным мотивом для проведения исследования основ его деятельности и анализа места, функций и роли в политической жизни регионов России. Наблюдается недооценка научным сообществом гендерной компоненты складывающегося (инновационного) института в целом, гендерный анализ возникновения и деятельности института не проводился, остается не исследованным его «гендерный режим», не выработана методология, не накоплен эмпирический материал, не проведено систематизированное осмысление практик, не выработаны рекомендации. При этом институт демонстрирует высокий потенциал женского политического представительства - 30% избранных УПЧ женщины.
Во-вторых, направлением и задачей деятельности УПЧ является инкорпорация в российскую правовую и политическую практику международных норм и стандартов прав человека, их защита и предотвращение нарушений и дискриминации. Права человека как идеологически-правовой конструкт, закрепленный в качестве законодательного принципа (Конституция РФ, ст. 15 и ст.19.), положен в основу политического и социального «институционального конструирования» постсоветской России. На практике он является «импортированным новшеством» как для политического руководства, так и для населения страны. Права женщин – неотъемлемая часть прав человека. В исследовании особый акцент делается на вопросы гендерного измерения деятельности института РУПЧ, изучение «окна возможностей» для женского политического участия в рамках возникновения института, первичный анализ степени его гендерной чувствительности, определяемой мной через наличие механизмов выявления (распознавания) нарушений, контроля над ситуацией и предотвращения дискриминации по признаку пола в политической, экономической и социально-культурной сферах, практик восстановления в нарушенных правах в сфере гендерного измерения.
Логично ожидать, что вопросы дискриминации по признаку пола (беря в расчет "третье поколение прав человека") должны учитываться в работе института. Тем не менее, проведенные поисковые мини-опросы о деятельности ряда УПЧ в регионах в 2002-2003 годах в рамках курса повышения квалификации дистанционного модуля Центра «Стратегия» показали, что гендерная составляющая деятельности отсутствует. Это проявлилось в отсутствии как специализированных Докладов по вопросам равенства мужчин и женщин, так и в отсутствии соответствующих разделов в Ежегодных докладах (лишь изредка части подготовленные в русле демографической парадигмы "защиты материнства и детства"). Это может расцениваться как показатель отсутствия представлений в изучаемой среде о гендерной проблематике и инструментарии. Возникает предположение, что если женщинам и детям как группе (категории анализа) изредка уделяется внимание, то мужчины как группа не рассматриваются в качестве потенциального объекта дискриминации даже в проблематике культурных и социальных прав (качество жизни, семейные отношения и т.д.) Подобные диспропорции и игнорирование пласта потенциальных нарушений прав человека заставляют задуматься о необходимости определения гендерного устройства института, потенциала для роста его гендерной чувствительности и роли женского движения в этом процессе.
Общие вопросы, на которые предстоит искать ответы: Почему в основном инструменте деятельности УПЧ игнорируется проблематика дискриминации по признаку пола и зависит ли это от внутренних механизмов работы института, либо от внешних условий? Как можно изменить ситуацию и повысить эффективность работы данного института в сфере контроля над соблюдением равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин? Каким образом и связан ли уровень его гендерной чувствительности (сензитивности) с занятием этой должности женщиной или мужчиной?
Социальная сторона постановки проблемы проявляется в поиске причин несоответствия наблюдаемого в обществе уровня дискриминации и наличия ущемления в правах по половому признаку, возникающей напряженности и признаков возрастания гендерной интолерантности с одной стороны, а с другой – в практическом отсутствии или слабой функциональности институционально оформленных структур на государственном уровне, призванных агрегировать подобную информацию и реагировать на нарушения прав, помогать разрешать гендерные конфликты в публичной и приватной сферах жизнедеятельности людей, восстанавливать в нарушенных правах пострадавших.
Региональные УПЧ как институт представляет из себя «инновацию», носящую комплексный характер, которая находится на границе правового, политического и социально-культурного пространств. Нормативное закрепление, идеологическая основа, позиционирование в институциональном дизайне в регионах и способы замещения должности позволяют выделить его в качестве самостоятельного политического института, а функциональная характеристика и репертуар практик соотносят с социальными аспектами защиты общественных интересов. УПЧ являются, кроме того, инструментальным образованием (механизмом) для отстаивания индивидуальных прав и свобод. Для выявления и разработки индикаторов гендерной чувствительности института УПЧ, на мой взгляд, важны такие направления анализа, как нормативное, общественно-политическое, социально-культурное.
Поэтому в данном Пособии предлагаются информационные материалы, касающиеся различных граней и уровней рассмотрения вопросов прав человека в русле гендерного подхода (измерения).
@ Барандова Т.Л. СПб Центр "Стратегия"
Опубликовано - Барандова Татьяна, 19.09.2006, 23:26 Последний редактор - Барандова Татьяна, 19.09.2006, 23:28