Заключение по итогам проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов Петрозаводска
Заключение по итогам проведения антикоррупционной экспертизы Решения Петрозаводского городского совета от 14 июня 2000 г. N XXIV/III-39 «Об утверждении Положения о муниципальном заказе» (в ред. Решений Петросовета от 19.04.2001 N XXIV/X-193, от 17.05.2002 N XXIV/XXV-325, от 15.04.2003 N XXIV/XXXIII-448, от 05.07.2006 N XXV/XXXIII-340)
Антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта проводится с целью установления наличия коррупциогенных факторов, т.е. таких пороков регулируемого правоотношения, а также таких дефектов правового акта в целом и его отдельных правовых норм, которые способствуют или эффективно не препятствуют развитию коррупционной практики в регулируемой области общественных отношений.
Несмотря на то, что последнее изменение в рассматриваемое Положение было проведено 5 июля 2006 г. среди прочих документов, в соответствии с которыми в Положении осуществляется регулирование муниципального заказа, в п. 1.1. дается ссылка на Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 № 97-ФЗ. Однако данный закон на основании п. 1 ст. 65 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 207-ФЗ, от 27.07.2006 № 142-ФЗ) не действует со дня вступления в юридическую силу Федерального закона №94, то есть согласно его ст. 63 – с 1 января 2006 года.
Любопытно, что в п. 1.4. Положения указано, что «до принятия федерального и республиканского законодательства о муниципальном заказе по всем вопросам организации закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд, не нашедшим отражения в данном Положении, администрация г. Петрозаводска руководствуется Указом Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки для государственных нужд». Иными словами в данном Положении прямо установлена превентивная антикоррупционная норма в виде ссылки на акт федерального законодательства, специально посвященный борьбе с коррупцией в области госзакупок, что может рассматриваться исключительно положительно.
Республиканское законодательство о государственном заказе в Республике Карелия обескровлено признанием утратившими силу соответствующих законов. Так, 30 июня 2006 года Законодательным Собранием Республики Карелия был принят Закон «О признании утратившим силу Закона Республики Карелия «О государственном заказе для государственных нужд Республики Карелия» № 1001-ЗРК, который вступил в силу после своего официального опубликования в газете «Карелия» от 8 июля 2006 г. № 73. Другой важнейший нормативный акт, Закон Республики Карелия от 7 октября 2003 г. № 704-ЗРК «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Карелия» также не действует в связи с принятием Закона Республики Карелия «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» от 26 декабря 2005 года № 946-ЗРК.
Несмотря на отсутствие нормативно-методической поддержки со стороны республиканского законодательства, юридическая служба Петрозаводского городского совета могла бы провести инициативную работу по учету новейшего федерального законодательства в данной области, как это уже сделали многие другие муниципалитеты.
На основании сказанного выше можно придти к заключению, что в рассматриваемом Положении, устанавливающем правовые основы и процедуры муниципального заказа не учитывается новейшее законодательство о порядке размещения заказов. Необходима по существу полная переработка действующего законодательства по этому профилю в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями). В частности:
- статья 1 должна адекватно воспроизводить представление о нормативном регулировании в области муниципального заказа с точки зрения всего массива действующего законодательства;
- статья 2 об основных понятиях должна быть приведена в соответствие с терминологией Федерального закона №94-ФЗ, употребляемой в его главе 1;
- статья 3 о порядке подготовке реестров должна быть увязана со ст. 18 Федерального закона;
- статья 6 о размещении заказа – должна учитывать положения глав 4-6 Федерального закона.
Что касается статей 4, 5 и 7, то они вполне сохраняют свою актуальность. Так, с точки зрения антикоррупционной экспертизы в отношении положений о планировании муниципального заказа можно признать существующее в Положении регулирование вполне приемлемым. Особое значение в этом смысле можно придать пункту 5.4. Положения, устанавливающее, что «не позднее чем за 30 дней до утверждения проекта сводного плана муниципального заказа он публикуется администрацией города в средствах массовой информации для учета предложений и замечаний жителей города и городских сообществ по проекту». Введение в процедуру утверждения плана муниципального заказа принципа гласности является общепринятым во всем мире демократическим стандартом законодательства о закупках. Далее в пункте 5.5. устанавливается норма, согласно которой изменения в утвержденный сводный план муниципального заказа могут инициировать среди прочих субъектов жители г. Петрозаводска, что является важнейшей гарантией принципа гражданского участия и заслуживает высочайшей положительной оценки.
Что касается статьи 7 Положения, в которой указываются правовые основы исполнения муниципального заказа и порядок осуществления контроля за выполнением муниципальных контрактов, то ее нормы также являются в полной мере актуальными. В современной практике государственного и муниципального заказа коррупция на стадии исполнения контракта является не менее болезненной, чем коррупционные проявления на стадии разработки конкурсной документации и проведения торгов. К сожалению, в Федеральном законе №94 данное направление антикоррупционной политики не нашло должного подкрепления, поэтому при дальнейшем совершенствовании петрозаводского законодательства важно не упустить этот значимый антикоррупционный задел.
По существу все предложенные ст. 7 Положения меры заслуживают поддержки:
- необходимость по ходу выполнения условий заключенных муниципальных контрактов представления заказчиком в управление муниципального заказа комитета по вопросам экономики и финансов документы (счета - фактуры, сметы, акты выполненных работ, накладные и т.д.), подтверждающие выполнение условий муниципальных контрактов на поставку товаров (работ, услуг) (ст. 7.1.);
- указание основных форм контроля со стороны организатора конкурса за выполнением заказчиками и исполнителями условий муниципального контракта (рассмотрение отчетов и приложенных к ним документов, представляемых в соответствии с договором для контроля за выполнением муниципального контракта; ознакомление с финансовыми или иными документами, относящимися к выполнению условий муниципального контракта; затребование необходимых документов; проведение комиссией, специально созданной организатором конкурса, проверок выполнения условий муниципального контракта) (ст. 7.3.);
- обязанность заказчика в двухнедельный срок по истечении окончательных сроков выполнения условий муниципального контракта представить организатору конкурса акт о выполнении муниципального контракта, подписанный сторонами (ст. 7.4.);
- предоставление организатором конкурса Главе местного самоуправления ежеквартального отчета о выполнении сводного плана муниципального заказа в срок не позднее первого числа второго месяца квартала, следующего за отчетным (ст. 7.5.);
- вынесение годового отчета об исполнении муниципального заказа на утверждение муниципального Совета одновременно с отчетом об исполнении бюджета муниципалитета (ст. 7.6.).
Данные нормы, особенно указанные нормы статей 5 и 7 Положения могут быть рекомендованы к учету в работе по дальнейшему совершенствованию законодательства о государственном и муниципальном заказе.
С.Н.Шевердяев, ТИ-Россия
Опубликовано - Козлова Елена, 22.12.2006, 00:41 Последний редактор - Козлова Елена, 22.12.2006, 00:41