23 января состоялось 17-е заседание Межрегионального семинара по проблемам публичной политики
Российская Ассоциация Политической Науки
Исследовательский комитет по проблемам публичной политики
СПб гуманитарно-политологический центр СТРАТЕГИЯ
Кафедра прикладной политологии СПб филиала Государственного Университета – Высшей школы экономики
Межрегиональный семинар по проблемам публичной политики
Информационное сообщение о 17-ом заседании семинара (СПб, 23 января 2007 г.)
В помещении СПб филиала ГУ-ВШЭ (ул. Союза Печатников, 16) 23 января 2007 г состоялось семнадцатое заседание Межрегионального семинара по проблемам публичной политики. Семинар организован Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром СТРАТЕГИЯ при участии Кафедры прикладной политологии СПб филиала Государственного Университета – Высшей школы экономики Целью Межрегионального семинара является обсуждение как самого феномена публичной политики в российских условиях, как и результатов исследований развития тех
или иных направлений публичной политики. Семинар является также частью деятельности Исследовательского комитета по проблемам публичной политики Российской ассоциации политической науки.
В семнадцатом заседании Семинара приняли участие: профессор, зав. кафедрой политологии БГТУ «Военмех» Б.А.Исаев, зав. отделением и кафедрой прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ А.Ю.Сунгуров, директор программ Центра интеграционных программ Е.А.Клицунова, профессор СПб филиала ГУ-ВШЭ В.В.Костюшев, доценты БГТУ «Военмех» Н.А.Баранов, научный сотрудник Центра независимых социальных исследований Е.А.Богданова, представители СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ Т.И.Виноградова, Е.Л.Бестужев, А.В.Кузнецова, студенты СЗАГС и СПб филиала ГУ-ВШЭ.
В повестке дня заседания семинара были два основных доклада, которые в определенной степени дополняли друг друга. Первым сообщение на тему «Права человека в поле публичной политики: практики нарушения и практики защиты» сделал профессор СПб филиала ГУ-ВШЭ В.В.Костюшев. Предметом этого сообщения были основные итоги эмпирического социологического исследования, выполненного в 2004-2005 гг. сотрудниками центра «Стратегия», посвященного анализу функциональности деятельности Института уполномоченного по правам человека во взаимодействии с другими акторами регионального поля публичной политики (на примере Калининградской области, Краснодарского края и Смоленской области). В рамках исследовательского проекта разработаны концепция функциональности института омбудсмана в региональном поле политики, программа эмпирического исследования, методы сбора и обработки социологической информации, проведены эмпирические исследования в указанных трех российских регионах.
Как отметил в своем докладе В.В.Костюшев, теоретическими основаниями исследования является прежде всего теория «полей» и конвертации социальных капиталов П. Бурдье, теории политического трансферта (ярким примером которого является Институт омбудсмана), социальных сетей, региональных политических режимов, конкуренции и солидарности политических акторов, в качестве одного из которых рассматривается Институт омбудсмана. Важной особенностью исследования является новое понимание самого предмета рассмотрения: функционирование Института омбудсмана именно во взаимодействии – конкурентном или солидаристском – с другими акторами регионального поля публичной политики. По мнению автора, предметом изучения становится не самостоятельная функциональность Института омбудсмана с позиций соответствия правовым основаниям или, например, внутреннего организационного успеха, а состояние всего регионального политического поля взаимодействия – конфликтном или солидаристском - основных его акторов, одним из которых становится в РФ и российских регионах Институт омбудсмана.
После небольшого перерыва состоялось сообщение Е.А. Богдановой (Центр независимых социологических исследований, Европейский университет в СПб,) на тему «Забота и жалоба: либерализм по-советски»
Отправной точкой исследования автора послужили наблюдения практик отстаивания интересов гражданами в условиях современной – реформируемой - системы права и правовых отношений. Проблемы понимания и интерпретации этих практик, а также существенные несовпадения их с формально предусмотренными формами правозащитного поведения заставили меня обратиться к ближайшему прошлому в поиске ответов на вопросы: что, собственно, реформируется, какая традиция правовых отношений досталась современному российскому обществу в наследство от предшествующей советской системы?
В рамках проекта было осуществлено комплексное исследование массового опыта отстаивания интересов гражданами в условиях позднесоветского общества, а именно, обращений граждан в органы власти. Фокус исследования был направлен на функционирование и устные жалобы и заявления, содержащие просьбы о содействии в разрешении спорных ситуаций и разнообразных повседневных проблем.
Среди основных выводов это работы отметим следующие:
• Функцию основной регулирующей силы в советском обществе выполняет система морально-этических норм, закрепленных в официальной идеологии. На фоне этого происходит нивелирование статуса закона как регулятора общественной жизни. Знание законов и апеллирование к ним в условиях позднесоветского общества не является, с идеологической точки зрения, «легитимным», необходимым и оправданным.
• Сфера правовых отношений не выделяется в самостоятельную на нормативно-идеологическом уровне. Регуляторами правовых отношений служат нормы и основания, регулирующие социальные отношения советского общества. В таких условиях правовой статус гражданина оказывается обусловлен его социальны и моральным статусом, зависим от него.
• Советская модель правовых отношений остается устойчивой на протяжении десятилетий и сохраняет в равновесии социальную систему благодаря негласному соглашению. На идеологическом уровне данное соглашение отражено в правилах отношений заботы. Этот концепт отражает определенный характер отношений граждан и государства: граждане должны отвечать послушанием и лояльностью на защиту государства. На практическом уровне соглашение обеспечивается обоюдными возможностями манипулирования. Возможность по-разному интерпретировать нормативную базу позволяет представителям власти манипулировать и давать вольные интерпретации тем основаниям, которые регулируют правовые отношения. В свою очередь гражданам, как авторам обращений, оказывается доступна возможность влияния на процесс взаимодействия при помощи манипулирования дискурсами.
В завершение семинара состоялись презентация нового выпуска Ежегодного альманаха «Публичная политика-2006», выпущенного СПб центром СТРАТЕГИЯ и отделением прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ..
Руководитель семинара - А.Ю.Сунгуров, член Научного Совета РАПН президент СПб центра СТРАТЕГИЯ, зав. отделением прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, e-mail asungurov@mail.ru Отв. Секретарь семинара – Е.А.Вандышева,, т. 714-00-47
Опубликовано - Сунгуров Александр, 24.01.2007, 11:12 Последний редактор - Сунгуров Александр, 24.01.2007, 11:12