Закон "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми"
Закон Республики Коми
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Принят
Государственным Советом
Республики Коми
23 января 2002 года
Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
1. Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Коми (далее - Уполномоченный) учреждается настоящим Законом в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Конституцией Республики Коми в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами.
2. Средствами, указанными в настоящем Законе, Уполномоченный способствует защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению законности на территории Республики Коми, совершенствованию законодательства Республики Коми по данным вопросам и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
3. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Сыктывкар.
Статья 2
1. Уполномоченный в пределах установленной настоящим Законом компетенции не зависим в своей деятельности и не подотчетен каким-либо органам государственной власти Республики Коми, органам местного самоуправления, организациям, их должностным лицам.
2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Коми, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, настоящим Законом, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, договорами и соглашениями Республики Коми.
3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина.
Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 3
На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Статья 4
1. Кандидатура на должность Уполномоченного вносится в Государственный Совет Республики Коми Главой Республики Коми на основе предложений депутатов Государственного Совета Республики Коми, органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, общественных объединений.
2. Кандидатура на должность Уполномоченного вносится в Государственный Совет Республики Коми не позднее чем за месяц до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
3. В случае отклонения кандидатуры на должность Уполномоченного, предложенной Главой Республики Коми, другая кандидатура должна быть внесена Главой Республики Коми на ближайшее заседание Государственного Совета Республики Коми.
Статья 5
1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственным Советом Республики Коми по результатам тайного голосования в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета Республики Коми, большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Совета Республики Коми.
2. Государственный Совет Республики Коми принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного на ближайшем заседании Государственного Совета Республики Коми со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Статья 6
1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания:
"Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, законодательством Республики Коми".
2. Присяга приносится на заседании Государственного Совета Республики Коми на государственных языках Республики Коми непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 7
1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
2. Истечение срока полномочий Государственного Совета Республики Коми, а также его роспуск не влекут за собой прекращения полномочий Уполномоченного.
3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Статья 8
1. Уполномоченный не может быть депутатом представительных органов власти, занимать иные государственные должности, находиться на государственной службе, занимать муниципальные должности, находиться на муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее чем через 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются, и Государственный Совет Республики Коми назначает нового Уполномоченного в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 9
1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:
1) смерти;
2) нарушения требований статьи 8 настоящего Закона;
3) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
6) выезда за пределы Российской Федерации или Республики Коми на постоянное место жительства;
7) утраты им гражданства Российской Федерации.
2. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
3. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственным Советом Республики Коми также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.
4. Решение о досрочном освобождении Уполномоченного от должности оформляется постановлением Государственного Совета Республики Коми.
Статья 10
В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен в порядке, установленном настоящим Законом, в течение трех месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности.
Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 11
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Коми (далее - заявители).
Статья 12
1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц.
2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Государственного Совета Республики Коми.
Статья 13
1. Жалоба может быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), а также основания, по которым заявитель считает, что данные решения, действия (бездействие) нарушили или нарушают его права и свободы.
3. В случае, если ранее жалоба являлась предметом рассмотрения государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, рассматривалась в судебном или административном порядке, то при подаче Уполномоченному она должна сопровождаться копиями принятых по ней решений.
Статья 14
1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу органу исполнительной власти Республики Коми, органу местного самоуправления, организации или их должностным лицам, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок письменно уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также соответствующий орган исполнительной власти Республики Коми, орган местного самоуправления, организацию или их должностных лиц, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
Статья 15
1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к органам государственной власти Республики Коми, органам местного самоуправления, их должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
2. Проверка не может быть поручена органу исполнительной власти Республики Коми, органу местного самоуправления, организации, их должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Статья 16
1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) посещать органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления, а также организации в установленном законодательством порядке;
2) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц, решения или действия (бездействие) которых обжалуются;
4) проводить в пределах установленной настоящим Законом компетенции самостоятельно или совместно с органами государственной власти, их должностными лицами проверку деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц по обстоятельствам, подлежащим выяснению в связи с подачей жалобы.
2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления и организаций.
Статья 17
Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18
При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить органу исполнительной власти Республики Коми, органу местного самоуправления, организации, их должностным лицам, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по обстоятельствам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
Статья 19
1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан письменно известить заявителя.
2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Законом.
Статья 20
Уполномоченный обязан направить органу исполнительной власти Республики Коми, органу местного самоуправления, организации, их должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
Статья 21
1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.
2. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц, ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы.
Статья 22
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
2) обращаться в установленном порядке в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина нормативным актом Республики Коми, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Статья 23
1. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.
2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления, либо которое финансируется полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, бюджета соответствующего муниципального образования, не вправе отказать в публикации заключений Уполномоченного.
Статья 24
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
1) направлять органам государственной власти Республики Коми, органам местного самоуправления, организациям, их должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к защите прав и свобод граждан;
2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении федерального законодательства и законодательства Республики Коми, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства Республики Коми, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, договорам и соглашениям Республики Коми.
Статья 25
1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Главе Республики Коми, в Государственный Совет Республики Коми, Правительство Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми.
2. Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит обязательному официальному опубликованию в периодических изданиях органов государственной власти Республики Коми либо в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми".
3. По отдельным вопросам соблюдения и обеспечения прав и свобод граждан в Республике Коми Уполномоченный может направлять Главе Республики Коми, в Государственный Совет Республики Коми, Правительство Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми, органам местного самоуправления специальные доклады и информации.
Статья 26
1. Органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления, организации, их должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий, с учетом требований статьи 17 настоящего Закона.
2. Запрошенные материалы, документы и иная необходимая информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее чем через 30 дней со дня получения запроса или в иной, согласованный с Уполномоченным, срок.
Статья 27
Орган государственной власти Республики Коми, орган местного самоуправления, организация, их должностные лица, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
Статья 28
Не допускается вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме.
Глава IV. АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 29
1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат Уполномоченного в количестве 5 единиц.
2. Аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
3. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Республики Коми с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Республики Коми.
Статья 30
1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется из средств республиканского бюджета Республики Коми.
2. Средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его аппарата, предусматриваются в республиканском бюджете Республики Коми отдельной строкой.
3. Уполномоченный самостоятельно утверждает смету расходов в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми, в соответствии с настоящим Законом.
4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством.
5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления их деятельности, является государственной собственностью Республики Коми и передается им в оперативное управление.
6. Уполномоченный обеспечивается документами, принимаемыми Главой Республики Коми, Государственным Советом Республики Коми и Правительством Республики Коми, а также иными документами и материалами, официально распространяемыми органами государственной власти Республики Коми.
Статья 31
1. Уполномоченный утверждает структуру аппарата Уполномоченного, положение о нем и непосредственно руководит его работой.
2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает штатное расписание своего аппарата.
Статья 32
1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Республики Коми для лиц, замещающих государственные должности Республики Коми.
2. Права, обязанности и ответственность работников аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются законами Республики Коми и иными нормативными правовыми актами Республики Коми о государственной службе, а также законодательством о труде.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 33
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Коми
В. ТОРЛОПОВ
г.Сыктывкар
8 февраля 2002 года
N 24-РЗ
Опубликовано - Цымбалова Наталья, 28.07.2003, 01:32 Последний редактор - Цымбалова Наталья, 13.03.2004, 01:22