В целях проверки соблюдения имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплат вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство, в соответствии с Постановлением Правительства № 854 от 30.12. 2005 г., сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области 21 мая 2007 г. посетили Сафоновскую школу-интернат.
Справка
о соблюдении требований ч.1 статьи 38 Конституции РФ
СОГОУ «Сафоновская средняя агрошкола- интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Мною, помощником Уполномоченного по правам человека в Смоленской области с целью проверки соблюдения прав детей 21.05.2007 г. посещена СОГОУ «Сафоновская средняя агрошкола - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведена беседа с директором учреждения.
Указанное учреждение находится в ведении Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, создано в целях осуществления лечебно-профилактической, специализированной, педагогической, психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их социальной адаптации.
СОГОУ «Сафоновская средняя агрошкола-интернат рассчитана на 200 мест, в настоящее время в ней находится 221 ребенок в возрасте с трех лет до возраста окончания школы (17-19 лет), из них 40 - дети – сироты, 5 детей – помещенные сроком на один год, 176-дети, оставшиеся без попечения родителей.
Агрошкола-интернат расположена в 7 корпусах, имеется 2 общежития, детский сад, мастерские, банно-прачечный комбинат. В аварийном состоянии находится спортивный и актовый зал.
Основными причинами поступления детей в детское учреждение является лишение родителей родительских прав, в связи с алкогольной, наркотической зависимостью, неисполнением родительских обязанностей.
В соответствии со штатным расписанием предусмотрено 255, 51 ставки. В Штате учреждения имеются должности социального педагога, педагога-психолога, зав мед. пунктом, воспитателей и др. Штат школы-интерната не укомплектован воспитателями.
На 2007 г. предусмотрены бюджетные ассигнования на содержание школы –интерната - 33 млн. 559 тыс. рублей. Среднемесячная стоимость всех затрат на содержание ребенка в 2006 г. составила 11 тыс. 32 руб. В 2007 г. расходы на питание 1 ребенка детского сада составили – 63 руб., для учащегося – 76 рублей. Нормы питания, обеспечения одеждой, обувью соблюдаются.
В 2007 г. усыновлено 3 детей (2 гражданами РФ), отданы под опеку- 3, в приемные семьи – 9 детей (Сафоновский, Демидовский, Красный, Духовщинский районы). С целью осуществления контроля за соблюдением прав детей, оказания психолого-педагогической помощи приемным семьям, все они были посещены сотрудниками школы-итерната. Вместе с тем, до настоящего времени не выплачена заработная плата приемным родителям.
Устройство детей в семьи патронатных воспитателей не получили должного развития. Основной причинами неразвитости института патронатного воспитания по мнению сотрудников учреждения являются :
- отсутствие в штатах учреждения соответствущих специалистов, способных к проведению работы по подготовке и сопровождению детей и патронатных воспитателей (социальный педагог, воспитатель, психолог);
- неразработанность программ обучения патронатных воспитателей;
- недостаточность материально-технического обеспечения (в части обеспечения ГСМ).
Администрацией школы-интерната контролируется соблюдение социально-экономических прав воспитанников. По состоянию на 20.03.2007 г. за 157 детьми закреплено жилье (109 – в сельской местности, 48 - в городе), 63 ребенка внеочередное право на получение жилья.
Выборочная проверка личных дел показала, что до 90 % жилья, закрепленного за детьми в сельской местности, требует проведения текущего и капитального ремонта, имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Выявлены случаи формального отношения органов опеки и попечительства к обеспечению сохранности жилья детей, оставшихся без попечения родителей. Муниципальное образование «Вяземский район» (Бобков Алексей). Администрацией школы - интерната 16.08.2006 г. был направлен запрос главе администрации Вяземского района о принятии мер органами опеки и попечительства по обеспечению сохранности жилья, закрепленного за ребенком –сиротой. Однако ответа, в нарушение требований ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. до настоящего времени не получили.
Отмечается нарушение имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей, в части неисполнения судебных решений по взысканию алиментов с родителей лишенных родительских прав.
По информации администрации дома ребенка, на 164 воспитанника должны взыскиваться алименты с родителей, лишенных родительских прав. Судебные решения не исполняются, в связи с отсутствием у должников доходов, имущества на которое можно наложить взыкание. Неоднократные обращения по данному вопросу в службу судебных приставов не привели к положительным результатам.
С учетом изложенного констатируется, что в Смоленской области не в полной мере выполняются требования, предусмотренные ч. 1 статьи 38 Конституции РФ. Причинами тому являются отсутствие надлежащей реабилитационной работы с семьями, имеющими малолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, неразработанность методики реагирования органов здравоохранения, органов опеки и попечительства, социальной защиты на ранних стадиях семейного неблагополучия. Следствием этого является непрекращающийся рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, поступающих в школу-интернат.
Указанное в целом свидетельствует о низкой результативности работы субъектов профилактики безнадзорности, беспризорности, социального сиротства, что связано с рядом причин различного порядка:
- неразвитость форм профилактической и прежде всего реабилитационной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях социального неблагополучия, слабое применение меры ограничения в родительских правах;
- отсутствие нормативно утвержденной методики проведения профилактической реабилитационной работы, обеспеченной соответствующим финансированием;
- длительность разработки нормативно правового акта, регламентирующего деятельность КДН;
- слабое внимание районных КДН к проведению реабилитационной работы с указанными семьями, нескоординированность их действий с иными органами системы профилактики беспризорности, безнадзорности.
- недостаточная штатная укомплектованность школы-интерната соответствующими специалистами, способными проводить работу по подготовке и сопровождению патронатных воспитателей (воспитатель, педагог – психолог, специалист по социальной работе и др.);
- длительная недооценка органов опеки и попечительства к устройству воспитанников домов ребенка в приемные, патронатные семьи.
Отмечаются и иные причины нарушения прав детей ( отсутствие надлежащей работы по взысканию алиментов с родителей, лишенных родительских прав службой судебных приставов, надлежащего контроля органов опеки и попечительства за соблюдением жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В связи с изложенным, считаю целесообразным информировать о результатах проведенного анализа Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике.
23.05.2007 г.
Источник:
Уполномоченный по правам человека в Смоленской области