Чита - 2008-04-02
1. В качестве партнера по проекту Policy Paper в Чите Елена Шкут обозначила Пугач Валентину Михайловну, председателя Читинского городского органа общественной самодеятельности «Совет общественности микрорайона Северный». Организация непосредственно занимается защитой прав граждан в области ЖКХ, с властью взаимодействует в режиме конструктивной критики и сотрудничества, имеет хорошую репутацию как среди представителей власти, так и среди общественных организаций и экспертного сообщества, длительное время сотрудничает с IREX. Актив организации составляют бывшие партийные и комсомольские активисты на уровне Обкома. Работа осуществляется исключительно на волонтерских началах, имеет помещение, но не имеет оборудования, кроме столов и книжных полок. Пугач В.М. работает в техникуме зам. директора. В качестве эксперта в проект она рекомендовала Кузнецова О.В., к. ист. н., заведующего кафедрой политологии Забайкальского государственного педагогического университета. Он работает в тесном контакте с читинскими НКО, подтвердил всю информацию, которую предоставили правозащитники и представители СМИ о состоянии гражданского общества в регионе и ситуации с правами человека.
2. Комиссия по правам человека действует с 1997 г., председатель Куклин А.А. – бывший Председатель районного суда. Комиссия работает совместно с общественной приемной аппарата краевой администрации, в ее состав входят 15 человек, в числе которых представители общественных организаций и юристы. В частности, в состав комиссии входит Лоншаков А.В., начальник государственной жилищной инспекции по Забайкальскому Краю. Он выполняет свои функции в комиссии на основной работе.
3. Институт УПЧ. Никаких инициатив по созданию института в регионе не было. Состоялась беседа с депутатом Забайкальской Краевой Думы Останиным В.А. Он в свое время подготовил законопроект об Уставном суде в Читинской области, он был отклонен губернатором со ссылкой на недостаток финансовых ресурсов. По мнению Останина, предложение ввести институт УПЧ вызовет такую же реакцию. Кроме того, власть боится контроля со стороны любых структур. Именно поэтому власть не заинтересована в развитии гражданского общества, так как развитое гражданское общество предполагает контроль деятельности властных структур. Именно этим обусловлено ужесточение государственной политики в отношении НКО. Высокая коррумпированность власти является причиной панического страха перед любыми гражданскими инициативами в области транспарентности и власти и общественного контроля над ней. Такая ситуация никак не способствует повышению эффективности государства, а ведет к его разложению. С большим интересом депутат отнесся к проекту «Фабрики мысли», так как необходимо повысить роль общественности и экспертно – научного сообщества в разработке и принятии властных решений, как на уровне исполнительной власти, так и в процессе законотворческой деятельности.
4. Встреча с главным редактором еженедельника «Вечорка» Владимиром Кантемиром, интервью газете о работе СПб центра СТРАТЕГИЯ по основным проектам. Газета не является оппозиционной, власть не критикует, политически не ангажирована, и все публикации носят корректный характер. Все это было отмечено Кузнецовым О.В., зав. кафедрой политологии. Тем не менее, газета позволяет себе относительно независимые суждения по тем или иным вопросам. В связи с этим В. Кантемир два месяца назад обвинялся в экстремизме на основании «неправильных» публикаций. Прессинг СМИ, по мнению В.Кантемира, осуществляются федеральной вертикалью, так как именно главный федеральный инспектор инициирует разборки со всеми СМИ, публикации которых не вписываются в «генеральную линию партии власти».
5. Состоялось мое выступление на ГТРК «Чита», филиал ФГУП «ВГТРК». Передачу вели совместно с Кузнецовым О.В. Тема передачи – проблемы становления института УПЧ и положение НКО в современной России.
6. Черкасов Виталий Викторович – председатель Забайкальского правозащитного центра. Организация проявила активность во время проведения референдума по объединению Читинской области и Бурятского автономного округа. Организация заявила о серьезных нарушениях, допущенных в ходе референдума, что, по мнению Черкасова, вызвало ответную реакцию со стороны власти. Забайкальский правозащитный центр работал в тесном сотрудничестве с Центром поддержки общественных инициатив, деятельность которого поддерживалась усилиями М. Саватеевой, Курочкина и С. Багиной. Этими организациями была отправлена жалоба в прокуратуру по имеющимся фактам нарушений законодательства, допущенных во время проведения референдума, на что прокуратура дала отказ в возбуждении соответствующего дела. По сообщению Черкасова, Саватеева после проявленной активности во время референдума получила предупреждение от ФСБ о возможных неприятностях для ее организации. Накануне президентских выборов в Чите активно проходил сбор подписей за выдвижение М.Касьянова кандидатом в Президенты РФ. Забайкальский правозащитный центр работает с 2004 г., конструктивно взаимодействуя с органами власти. Центром было налажено тесное сотрудничество с УВД, УВСИН, прокуратурой и другими государственными и правоохранительными органами. Это продолжалось вплоть до проведения референдума. Ситуация усугубилась во время президентской избирательной кампании. Правозащитный центр в то время пользовался офисом М. Саватеевой. Та в свою очередь, активно включилась в сбор подписей за выдвижение Касьянова. Фактически, ресурс НКО использовался в политических целях (помещение, компьютеры и т.д.). Правоохранительные органы всячески препятствовали сбору подписей в городе, на сборщиков оказывалось давление, проводилась разъяснительная работа следующего содержания: «хочешь поддерживать либеральную оппозицию – поддерживай Богданова». Кроме того, некоторых участников кампании заставляли давать показания против Саватеевой и Курочкина. В свое время в организации работал бывший сотрудник ФСБ. По мнению Черкасова, с ним была проведена работа бывшими сослуживцами на тему: «бывших чекистов не бывает», и он стал обвинять организацию в разворовывании грантов. Кроме того, стала распространяться информация о связи Забайкальского правозащитного центра с Ходорковским, который к тому времени уже находился в следственном изоляторе г. Читы. По имеющейся информации, через два месяца в центре Саватеевой был проведен обыск, изъяты компьютеры. Правоохранительные органы прежде всего, интересовались списками партнеров, контактами и связями организации. Также, интерес был проявлен к источникам финансирования, прежде всего, зарубежным и связанным с Ходорковским. В солее были обнаружены компрометирующие документы, которые, по утверждению Саватеевой, были подброшены. В настоящее время центр Саватеевой практически прекратил свое существование, Саватеева, предположительно, находится за границей, Курочкин переехал в Москву, а третий активист организации – С. Багина, вступила в брак с гражданином США и выбыла в США на ПМЖ. По мнению правозащитников, силовые структуры и федеральный центр проявляют особый интерес к Забайкальскому Краю в связи с тем, что там находится в местах лишения свободы М. Ходорковский.
Заключение: Ведущие правозащитные НКО области в настоящее время не имеют того ресурса, которым они обладали ранее. Все прежние усилия по установлению их конструктивного взаимодействия с властью и правоохранительными органами сведены практически к нулю. Причиной этого является не столько ужесточение политики государства в отношении НКО, хотя и это имеет место, сколько их тесное соприкосновение с областью политической борьбы. Уже само оспаривание результатов референдума со стороны НКО неизбежно должно было вселить во властные структуры уверенность в том, что НКО в очередной раз используют т.н. «оранжевые технологии». Участие же в избирательной кампании Президента РФ окончательно подставило эти организации под удар со стороны правоохранительных структур и контролирующих органов. Такие НКО, как Орган общественной самодеятельности микрорайона Северный, являются перспективными с точки зрения развития структур гражданского общества, они защищают права граждан, в данном случае – в области ЖКХ, конструктивно взаимодействуют с властью и далеки от политической борьбы. Они также, как и НКО «старого образца», тесно связаны с научным сообществом, которое является в Чите своего рода связующим звеном между НКО, властью, СМИ и политическими партиями (на кафедре политологии забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета преподает активист местного отделения ЯБЛОКА). Научное сообщество в Чите обладает огромным экспертным потенциалом: сохраняя высокий уровень научной и преподавательской деятельности, оно не отрывается от текущих проблем общественной жизни региона и страны. Поэтому, в качестве эксперта по программе Policy Paper был предложен именно О.В. Кузнецов, зав. кафедрой политологии. Законодательная власть Края на примере депутата В.А.Останина готова к таким правовым инновациям, как учреждение института УПЧ, вызывает интерес его оценка проводимой в отношении НКО политики. Также обсуждались геополитические особенности региона, где, по мнению многих, серьезную угрозу для региона и России несет рост экономической и военной мощи КНР одновременно с беспрецедентно высокой численностью населения. Именно политические аналитики, работающие по проблемам Сибири и Дальнего Востока, не склонны видеть угрозу со сторону НАТО и других евро-атлантических организаций, так как видят в них стремления к территориальной экспансии. Особую опасность безопасности РФ представляет продажа Китаю новейшего российского оружия и, особенно, технологий его производства. Многие представители органов власти и бизнеса отмечают естественно обусловленный рост китайского населения: многие работодатели предпочитают китайцев в качестве дешевой рабочей силы. Ключевая проблема – остановить процесс роста численности населения в Крае, которая падает в основном за счет миграции в Европейскую часть РФ. Для этого необходимо создать приемлемые для жизни условия, в том числе, касающиеся правовой защищенности граждан.
Улан-Удэ 2008-04-11
Региональный партнер – Жигмытов Баяр Тумурович, руководитель пресс-службы Министерства образования Республики Бурятия. Активно участвовал в политической деятельности в качестве руководителя Бурятского отделения политической партии РХДС, тесно взаимодействовал с Комиссией по правам человека при губернаторе Иркутской области, которую возглавлял Хороших Г.К., бывший руководитель Иркутского отделения той же партии. Является автором проекта закона Об УПЧ в Республике Бурятия, который предложен Комиссией по правам человека при Президенте Республики Бурятия для рассмотрения в Народный Хурал, правовое управление Правительства и президенту Республики.
Комиссия по правам человека при Президенте республики работает с 1997 г., в настоящее время ее возглавляет заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия Хышиктуев О.В. Главная задача Комиссии – содействие реализации Президентом Бурятии его конституционных полномочий в части контроля за соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями и отдельными гражданами. Основной частью работы Комиссии является прием граждан, связанный с жалобами и обращениями, а также с консультированием. Прием осуществляется не только в Улан-Удэ, члены Комиссии выезжают в районы республики для встреч с населением. Особое внимание уделяется встречам с осужденными системы УФСИН РБ, лицами, проживающими в домах-интернатах для инвалидов и престарелых, детских домах и центрах реабилитации социально незащищенных и больных туберкулезом людей. Число письменных обращений в комиссию за последние несколько лет увеличилось на 170%. Наряду с этим рассматриваются устные обращения в ходе встреч с населением. Отмеченный рост обращений связан с нарушениями прав сотрудниками правоохранительных органов, в системе УИН, жилищных и трудовых прав.
Деятельность комиссии обеспечивает отдел Правительства республики по обеспечению прав граждан. Комиссия по правам человека работает совместно с Комиссией по вопросам помилования, которая работала в течении 11 лет при Президенте республики, теперь – при Правительстве. Заместителем председателя комиссии является Раднаева Эльвира Львовна, главный специалист отдела по обеспечению конституционных прав граждан правового комитета Правительства Республики Бурятия, преподаватель юридического факультета Бурятского государственного университета. Она возглавила рабочую группу по разработке закона Об УПЧ в республике. За основу был взят проект закона, ранее разработанный Б. Жигмытовым и отклоненный четыре года назад правовым комитетом Правительства республики. Со сменой Президента и руководства правового комитета работа по продвижению закона возобновилась. Рабочая группа была сформирована из сотрудников юридического факультета Бурятского государственного университета. В начале 2008 г. усилиями комиссии и юридического факультета был проведен круглый стол, посвященный защите прав ребенка, в котором принял участие УПЧ по правам ребенка в Красноярском крае. В ходе круглого стола обсуждались возможные модели функционирования УПЧ по правам ребенка на основе опыта работы этого института в субъектах РФ.
На сегодняшний день государственно-правовое управление дало отрицательное заключение на проект закона об УПЧ ввиду отсутствия финансирования на текущий финансовый год. Также высказываются опасения низкой эффективности работы института при недостатке финансирования и малой численности аппарата. Действительно, резко возросшая в последние года стоимость труда в РФ, и прежде всего, государственных служащих, делает эту проблему наиболее актуальной. Большинство участников дискуссии вокруг проблемы создания института УПЧ склоняются в пользу введения полноценного института сразу после его учреждения, что требует определенных средств. Интерес к данному вопросу проявляют не только чиновники, депутаты, активисты НКО, но и широкие круги общественности. Во многом это является заслугой правопросветительской деятельности комиссии, которую она осуществляет на базе Национальной библиотеки Республики Бурятия. Директор библиотеки Бальхаева Ирина Хубисхаловна много сделала для создания правопросветительского центра на базе библиотеки. Библиотека оборудована в соответствии современным стандартам, в электронном каталоге можно легко найти любую литературу. Обычные картотеки используются только лицами старшего поколения, не имеющими навыков работы в Интернете. Между библиотекой и коллегией адвокатов заключено соглашение, согласно которому в помещении библиотеки адвокаты осуществляют бесплатный прием граждан. Прием граждан также проводят члены комиссии по правам человека.
В республике развита сеть НКО. Одна из известных в республике организаций – Республиканская общественная организация «Клуб Фирн», которая является своего рода информационным и ресурсным центром для НКО. На базе организации мной был проведен семинар для лидеров молодежных НКО по проблемам деятельности НКО в РФ в условиях нового правового поля. Была сделана презентация, посвященная результатам независимого мониторинга действующего российского законодательства об НКО. Также на семинаре обсуждались вопросы, связанные с развитием конструктивного сотрудничества НКО и органов власти. В семинаре приняли участие представители двадцати НКО республики.
Интерес к правовой тематике проявляют республиканские СМИ. Была сделана запись моего выступления на телестудии «Глобус» для программы «Вести образования». Выступление было посвящено проблемам защиты прав человека и роли института УПЧ. Особое внимание было уделено опыту работы института УПЧ в различных субъектах РФ. Затем состоялось тридцатиминутное выступление в прямом эфире на телерадиокомпании «АригУс», вещающей на всю территорию Сибирского ФО. Было много звонков от телезрителей о том, что считать нарушением прав, и как УПЧ может способствовать непосредственному восстановлению нарушенных прав. К сожалению, ответить на все вопросы было невозможно, так как поступило более пятидесяти звонков. Также было дано интервью газете «МК в Бурятии», которое было посвящено деятельности государственных механизмов защиты прав человека и связи проблемы защиты прав человека с проблемой преодоления коррупции. Также состоялось мое участие в съемке еженедельной передачи «Гражданская экспертиза» в качестве гостя программы на канале РТР – Бурятия. Передача бала организована по медиаплану министерства образования республики и посвящена проведению открытого конкурса между школами республики по национальному проекту «Образование». Школы представляли свои проекты, в т.ч., имеющие отношение к гражданскому образованию и правовому просвещению. Средства по национальному проекту должны были быть выделены победителю на основе открытого обсуждения и голосования в телестудии. Также следует отметить, что по всей территории Республики Бурятия при школах созданы общественные советы. В своем выступлении я подчеркнул важность подобных инициатив как на республиканском, так и на федеральном уровнях, а также о роли гражданского образования и о деятельности СПб центра СТРАТЕГИЯ.
Органы местного самоуправления республики в последнее время сильно обеспокоены информацией, поступающей из различных субъектов РФ о коррупции в органах МСУ. Действительно, случаи арестов мэров и депутатов органов МСУ по обвинению в коррупции и превышении должностных полномочий по стране приняли фактически массовый характер. Естественно, возникает вопрос о том, является ли это следствием тотальной коррумпированности системы МСУ в РФ, или дальнейшего выстраивания властной вертикали и постепенной ликвидации не вписывающихся в эту вертикаль структур. Для противодействия коррупции в органах местного самоуправления при мэрии г. Улан-Удэ создано Контрольно-ревизионное управление, которое возглавляет Лабаров Баир Болотович. По его просьбе состоялась моя встреча с сотрудниками управления (контролерами). Часовая лекция была посвящена проблеме преодоления коррупции, роли структур гражданского общества и деятельности СПб центра СТРАТЕГИЯ в этом направлении. В ходе дальнейшего обсуждения контролеры проявили высокий интерес к вопросу о гражданском контроле за использованием бюджетных средств.
Очень важное значение имело приглашение на юридический факультет Бурятского государственного университета выступить с лекцией о становлении современных представлений о правах человека и о роль института Омбудсмана в их защите. Лекция была прочитана для студентов второго курса в течении одной академической пары и вызвала большой интерес у аудитории. Студентами было задано очень много интересных вопросов, что говорит о высоком уровне преподавания в университете. Вопросы в основном касались соотношению естественного и позитивного права, применительно к правам человека, личным и коллективным правам, а также проблеме становления правового государства в РФ. Что характерно, большинство слушателей к тому времени успели посмотреть по республиканскому телевидению мое выступление в прямом эфире, и часть вопросов касалась теме, затронутой в передаче.
Депутат Народного Хурала Республики Бурятия Семенов Бато Цирен Дандокович рассчитывает, что закон об Уполномоченном по правам человека будет вскоре принят. Он поддерживает тесный контакт с УПЧ в Иркутской области И.З.Зелентом. Опыт Иркутской области для Бурятии во многом является очень важным. В принципе, депутаты готовы в ближайшее время принять проект закона к рассмотрению.
Заключение: В целом, ситуация в республике благоприятная как для становления института УПЧ, так и для функционирования НКО и повышения уровня их взаимодействия с органами власти. Несмотря на то, что недавно был закрыт Бурятский правозащитный центр, в связи нарушениями требования нового законодательства по предоставлению отчетности, отношение органов власти к НКО можно назвать вполне приемлемым. В республике имеется хорошее научное сообщество, вовлеченное в социальную активность. Все это дает уверенность в перспективах реализации в республике многих проектов. Б. Жигмытовым проявлен интерес к проекту Policy Paper, именно этой проблеме была посвящена его кандидатская диссертация. Также многие проявляли интерес к развитию «фабрик мысли» в различной форме их деятельности и к проблемам бизнеса, его взаимодействию с НКО.
Опубликовано - Бестужев Евгений, 24.04.2008, 22:42 Последний редактор - Бестужев Евгений, 24.04.2008, 22:42