Пермская область, 11 ноября 2003 г.
13 октября 2003 года на заседании Общественного Совета при Уполномоченном по правам человека в Пермской области рассматривались вопросы соблюдения прав граждан при организации военного призыва 2003 года и прохождения военной службы на территории Прикамья, итоги весенней призывной кампании 2003 года, а также вопросы взаимодействия военного комиссариата Пермской области с общественными организациями области.
На заседании Общественного Совета членом Совета юристом Пермского отделения общества «Мемориал» Р.В. Марановым был отмечен ряд нарушений Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В частности, было указано, что на территории Пермской области имеет место призыв на военную службу граждан, обучающихся в образовательных учреждениях различного уровня и имеющих отсрочку от призыва. Распространены случаи, когда призывают учащихся, которые должны закончить обучение в конце июня начале июля. При этом, несмотря на то, что большинство учащихся имеют отсрочку до 30 июня, их заставляют проходить медицинское освидетельствование еще в период действия отсрочки, что является нарушением Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Кроме этого, нередки случаи вызова на медицинское освидетельствование ранее сроков, установленных законом. Распространено нарушение, когда призывникам вручаются повестки для прохождения «медкомиссии» еще в марте, тогда как по закону призыв осуществляется с 1 апреля. В качестве объяснения данной ситуации военными комиссариатами приводится довод, что в противном случае они не успеют обследовать всех призывников.
Как сообщил Р.В. Маранов, серьезной проблемой остается само медицинское освидетельствование призывников. Со стороны врачей, участвующих в медицинском освидетельствовании, допускается нарушение действующего законодательства о психиатрии. Распространено установление диагноза «расстройство личности», на основе беседы без стационарного обследования. Еще одним нарушением является неофициальное продление сроков призывной кампании, в результате этого фактический призыв продолжался после 30 июня. Также были отмечены такие нарушения, как отсутствие оплаты проезда призывников на областной призывной пункт и обратно, отправка призывников на призывной пункт без сопровождения сотрудников военкоматов, отсутствие договоров с призывниками об обязательном медицинском страховании.
Таким образом, в целом, по информации Р.В. Маранова, весенний призыв в Пермской области проводился с определенными нарушениями действующего законодательства, в частности, во многом данные нарушения могут быть обусловлены увеличением планов призыва в 2003 году по сравнению с предыдущими периодами, что явилось причиной вынужденных нарушений норм действующего законодательства призывными комиссиями и районными военкоматами.
По мнению Председателя Совета родителей военнослужащих Прикамья А.М. Вракиной, целесообразно установить общественный контроль за областным призывным пунктом и организацией призыва граждан на военную службу, так как существует необходимость в более конструктивном сотрудничестве военных комиссариатов и правозащитных организаций. Необходимо дать возможность правозащитным организациям работать на областном призывном пункте, создать группу гражданского контроля за работой призывных комиссий и наделить ее определенным статусом и полномочиями.
В ходе обсуждения указанных вопросов было обращено внимание на тот факт, что по настоящее время остается нерешенным вопрос с районными призывными комиссиями в г.Перми. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» председателем призывной комиссии должен являться заместитель главы органа местного самоуправления. На практике председателями районных призывных комиссий в г.Перми являются заместители глав районных администраций г.Перми. Вместе с тем, согласно Уставу г.Перми администрации районов города не имеют статуса органов местного самоуправления и, соответственно, главы районных администраций не являются главами органов местного самоуправления.
В результате проведенного обсуждения Уполномоченным по правам человека в Пермской области были направлены информационные письма, содержащие выявленные нарушения, в адрес командующего войсками Приволжско-уральского военного округа генерала-полковника А.И. Баранова, военного прокурора Пермского гарнизона В.В. Перешеина, заместителя губернатора Пермской области В.А. Щукина, Главы г.Перми А.Л. Каменева.
Источник:
Уполномоченный по правам человека в Пермской области