Закон "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан"
Закон Республики Татарстан
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан (далее - Уполномоченный) избирается в соответствии с Конституцией Республики Татарстан в целях усиления гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия их соблюдению и уважению государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.
Средствами, указанными в настоящем Законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав судебными и иными мерами защиты, совершенствованию законодательства Республики Татарстан, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Статья 2.
Уполномоченный независим при осуществлении своей деятельности в пределах компетенции, определенной настоящим Законом.
Статья 3.
Должность Уполномоченного является государственной должностью и включается в реестр государственных должностей Республики Татарстан.
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется общепризнанными нормами международного права, Конституцией Республики Татарстан, настоящим Законом, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и Республика Татарстан, нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.
Статья 4.
В компетенцию Уполномоченного входит защита прав и свобод человека и гражданина в случае их нарушения на территории Республики Татарстан.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Статья 5.
Срок полномочий Уполномоченного - пять лет. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента избрания нового Уполномоченного.
Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Истечение срока полномочий Государственного Совета Республики Татарстан не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.
Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
ГЛАВА II. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 6.
На должность Уполномоченного избирается лицо, являющееся гражданином Республики Татарстан, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Статья 7.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственный Совет Республики Татарстан Президентом Республики Татарстан, Председателем Государственного Совета Республики Татарстан.
Государственный Совет Республики Татарстан проводит выборы Уполномоченного не позднее чем за два месяца до дня прекращения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Статья 8.
Уполномоченный избирается на должность Государственным Советом Республики Татарстан большинством голосов от установленного численного состава Государственного Совета Республики Татарстан открытым или тайным голосованием.
Статья 9.
При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Торжественно заявляю быть верным Республике Татарстан, защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан».
Присяга приносится на заседании Государственного Совета Республики Татарстан непосредственно после избрания Уполномоченного на должность.
Статья 10.
Уполномоченный не может являться народным депутатом Республики Татарстан, местного Совета народных депутатов Республики Татарстан, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются досрочно, и Государственный Совет Республики Татаpстан избирает нового Уполномоченного.
Статья 11.
На территории Республики Татарстан Уполномоченный не может быть привлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, без согласия Государственного Совета Республики Татарстан.
Статья 12.
Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:
а) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
б) нарушения требований статьи 10 настоящего Закона.
Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственным Советом также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.
Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится Государственным Советом Республики Татарстан большинством голосов от установленного численного состава Государственного Совета Республики Татарстан.
Статья 13.
В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть избран Государственным Советом Республики Татарстан в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6-8 настоящего Закона.
ГЛАВА III. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 14.
В целях выполнения своих основных задач Уполномоченный:
- осуществляет сбор и анализ информации, получаемой от государственных органов Республики Татарстан по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, из обращений граждан и общественных организаций по вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина, из сообщений средств массовой информации по указанным вопросам;
- рассматривает жалобы граждан Республики Татарстан, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих после того как заявителем были исчерпаны все средства правовой защиты в Республике Татарстан;
- ежегодно осуществляет подготовку докладов о соблюдении прав и свобод человека и гражданина и направляет их не позднее чем через три месяца по окончании календарного года Президенту Республики Татарстан, Государственному Совету Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Конституционному суду Республики Татарстан, Верховному суду Республики Татарстан, Высшему арбитражному суду Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный может направлять в Государственный Совет Республики Татарстан специальные доклады. Ежегодные доклады Уполномоченного публикуются в газетах «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», специальные - могут публиковаться по решению Уполномоченного;
- принимает участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
Статья 15.
Уполномоченный обладает правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан по вопросам, касающимся обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.
Статья 16.
Жалоба должна быть направлена Уполномоченному в письменной форме не позднее истечения года со дня нарушения, по мнению заявителя, его прав и свобод или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять письменное обращение заявителя по истечении года со дня нарушения, если указанный срок пропущен по независящим от заявителя обстоятельствам.
Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа действий (бездействия) или решений, нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.
Статья 17.
Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.
Статья 18.
Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Статья 19.
В целях реализации своих основных задач Уполномоченный имеет право:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественные объединения и воинские части;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения от должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, относительно которых Уполномоченный располагает информацией о нарушениях прав человека;
5) поручать государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
Статья 20.
Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 21.
При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи действия (бездействие) или решения обжалуются, возможность представить свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
С представленными объяснениями может быть ознакомлен заявитель.
Статья 22.
О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя в установленные законодательством сроки.
В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции.
Статья 23.
Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
Статья 24.
До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.
Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
Статья 25.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке в установленном порядке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда, либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обратиться в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.
Статья 26.
Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.
Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителем) которого являются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации, либо которое финансируется полностью или частично за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.
Статья 27.
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина;
2) вносить в Государственный Совет Республики Татарстан, реализуя право законодательной инициативы, законопроекты об изменении или дополнении законов, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение законов, либо в силу существующих пробелов в законах, либо в случае, если законы противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Республики Татарстан.
Статья 28.
В случае грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан Уполномоченный вправе выступить с докладом на заседании Государственного Совета Республики Татарстан.
Уполномоченный вправе обратиться в Государственный Совет с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.
Статья 29.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина государственными органами Российской Федерации, расположенными на территории Республики Татарстан, Уполномоченный обращается к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Президенту Республики Татарстан, в правоохранительные органы, общественные организации, а также в средства массовой информации.
Статья 30.
Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
Запрошенные документы, материалы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней с момента получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах уведомить Уполномоченного в письменной форме.
Статья 31.
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством.
ГЛАВА IV. АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 32.
Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее - аппарат).
Аппарат осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Республики Татарстан.
Статья 33.
Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется из средств Республиканского бюджета Республики Татаpстан.
В Республиканском бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его аппарата.
Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.
В пределах сметы расходов Уполномоченный определяет численность и штатное расписание своего аппарата.
Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством.
Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления своей деятельности, находится в их оперативном управлении и является республиканской государственной собственностью.
Статья 34.
Уполномоченный утверждает положение об аппарате, его структуру и непосредственно руководит его работой.
По вопросам, связанным с руководством аппарата, Уполномоченный издает приказы и распоряжения.
Статья 35.
Работники аппарата Уполномоченного являются государственными служащими.
Права, обязанности и ответственность работников аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются законом и иными нормативными правовыми актами о государственной службе, а также законодательством о труде.
Статья 36.
При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.
ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 37.
Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Казань.
Президент
Республики Татарстан
М.Шаймиев
г.Казань
3 марта 2000 года
Опубликовано - Цымбалова Наталья, 28.07.2003, 05:01 Последний редактор - Цымбалова Наталья, 13.03.2004, 01:22