Российская Федерация, 18 декабря 2003 г.
18 декабря с 10.00 до 15.00 по московскому времени Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Олег Миронов провел "горячую телефонную линию", посвященную теме "Проблемы соблюдения и восстановления прав соотечественников, приобретения российского гражданства и обмена паспортов". По сообщению пресс-службы Уполномоченного, проведение этого мероприятия вызвано постоянно увеличивающимся количеством обращений, связанных с вопросами приема в гражданство Российской Федерации и обмена паспортов граждан СССР на российские паспорта.
По экспертным оценкам, со времен распада СССР миграция в Россию из бывших союзных республик составила от 8 до 10 млн. человек. Такие данные во время «горячей» телефонной линии привел начальник отдела по вопросам миграции и национальным отношениям аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Сергей Ягодин. Он отметил, что за последнее десятилетие российское гражданство приобрели 4,7 млн. человек, из них 2,9 млн. получили его непосредственно на территории РФ и 1,8 млн. — за пределами страны.
В целом за 2001-2003 годы трудности с регистрацией по месту пребывания (жительства) и приобретением российского гражданства возникли более чем у 400 тыс. граждан бывшего Советского Союза, переехавших на постоянное место жительства в Россию, сообщил Ягодин. Он также напомнил, что по предварительным итогам всероссийской переписи населения 2002 года, из 145,2 млн. человек, постоянно проживающих на территории России, 142,5 млн. являются российскими гражданами, 1 млн. — гражданами других государств, 400 тыс. человек — лица без гражданства. Примечательно, что 1 млн. 300 тыс. человек во время переписи не указали свое гражданство, указал Ягодин.
«Техническая процедура обмена паспортов для многих россиян превратилась в дополнительную повинность, в ходе которой граждане должны были еще раз доказывать свое право на гражданство Российской Федерации, — заявил Ягодин. — Уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов серьезно обеспокоен ситуацией с соблюдением и восстановлением прав соотечественников и проблемами приобретения российского гражданства». По мнению Ягодина, итоги предыдущих «горячих» линий указали на недостаточную информированность населения о своих правах при получении российского гражданства, порядке и форме их защиты, оказания юридической помощи государственными организациями.
В работе «горячей» телефонной линии принимали участие, наряду с сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека, сотрудники Управления Президента РФ по вопросам гражданства, Главного паспортно-визового управления (ПВУ) МВД России и ПВУ ГУВД Москвы и области, представители общественных организаций.
По материалам Пресс-службы Уполномоченного по правам человека в РФ,
ИА "Росбалт"