Статья 1. Задачи канцлера юстиции
(1) Канцлер юстиции -- независимое в своей деятельности должностное лицо, осуществляющее надзор за соответствием правоустанавливающих актов, принятых органами законодательной и исполнительной государственной власти, а также местных самоуправлений, Конституции Эстонской Республики (далее Д Конституция) и законам.
(2) Канцлер юстиции проводит анализ поступивших к нему предложений, связанных с внесением изменений в законы и принятием новых законов, а также предложений, касающихся работы государственных учреждений, и в случае необходимости представляет Рийгикогу доклады.
(3) Канцлер юстиции вносит в Рийгикогу предложения о привлечении членов Рийгикогу, Президента Республики, членов Правительства Республики, государственного контролера, председателя Государственного суда и членов Государственного суда к уголовной ответственности в соответствии с законом.
Статья 2. Участие канцлера юстиции в заседаниях Рийгикогу и Правительства Республики
(1) Канцлер юстиции может участвовать в заседаниях Рийгикогу и Правительства Республики с правом слова.
(2) Канцлеру юстиции направляются повестки дня заседаний Рийгикогу и Правительства Республики вместе с проектами правовых актов, подлежащих рассмотрению.
Статья 3. Запросы членов Рийгикогу
Канцлер юстиции дает ответ на запросы членов Рийгикогу в порядке, установленном законом.
Статья 4. Обзор, представляемый канцлером юстиции Рийгикогу
(1) Канцлер юстиции раз в год, на третьей рабочей неделе пленарного заседания осенней сессии Рийгикогу, представляет ему обзор соответствия правоустанавливающих актов, принятых органами законодательной и исполнительной государственной власти, а также местных самоуправлений, Конституции и законам. Обзор канцлера юстиции публикуется в "Riigi Teataja Lisa".
(2) Канцлер юстиции представляет на сессии Рийгикогу обзор своей деятельности по осуществлению контроля за обеспечением конституционных прав и свобод. Обзор за предыдущий календарный год публикуется в виде отдельного печатного издания не позднее 1 октября и представляется Рийгикогу.
Глава 2. Статус канцлера юстиции
Статья 5. Назначение канцлера юстиции на должность Канцлера юстиции назначает на должность Рийгикогу по предложению Президента Республики сроком на семь лет.
Статья 6. Требования, предъявляемые к канцлеру юстиции
(1) Канцлер юстиции должен быть дееспособным гражданином Эстонии, обладающим высокими моральными качествами, который свободно владеет государственным языком.
(2) Канцлер юстиции должен иметь высшее академическое юридическое образование, он должен быть опытным и признанным юристом.
Статья 7. Должностная присяга канцлера юстиции
(1) При вступлении в должность канцлер юстиции принимает перед Рийгикогу на рабочей неделе пленарного заседания, следующей за его назначением на должность, должностную присягу следующего содержания:
"Клянусь оставаться верным народу Эстонии, Эстонской Республике и ее конституционному строю, в соответствии со своей совестью, Конституцией Эстонской Республики и законом беспристрастно исполнять все обязанности, связанные с моей должностью.".
(2) Текст должностной присяги подписывается канцлером юстиции и хранится в период работы канцлера юстиции на его должности в Канцелярии Рийгикогу, а после ухода его с должности Д в Государственном архиве.
Статья 8. Прекращение полномочий канцлера юстиции
Полномочия канцлера юстиции считаются прекращенными:
1) со дня истечения указанного в статье 5 настоящего Закона семилетнего срока;
2) со дня ухода его в отставку;
3) в случае его стойкой неспособности исполнять свои служебные обязанности более шести месяцев подряд Д со дня вступления в законную силу решения пленума Государственного суда;
4) со дня вступления в законную силу обвинительного приговора в связи с умышленно совершенным преступлением;
5) со дня вступления в законную силу обвинительного приговора, которым предусмотрено наказание в виде лишения свободы, в связи с преступлением, совершенным по неосторожности;
6) в случае его смерти.
Статья 9. Уход канцлера юстиции в отставку Об уходе в отставку канцлер юстиции извещает Президента Республики не позднее чем за четыре месяца.
Статья 10. Стойкая неспособность канцлера юстиции исполнять свои служебные обязанности
(1) В случае стойкой неспособности канцлера юстиции исполнять свои служебные обязанности ввиду болезни или по иной причине в течение шести месяцев подряд Президент Республики представляет Государственному суду мотивированное ходатайство о признании своим решением этого факта.
(2) Пленум Государственного суда рассматривает ходатайство и выносит решение незамедлительно.
(3) Решение пленума Государственного суда, которым признается стойкая неспособность канцлера юстиции исполнять свои служебные обязанности, вступает в законную силу в день его объявления.
(4) Канцлер юстиции освобождается от должности вступившим в законную силу решением пленума Государственного суда.
Статья 11. Привлечение канцлера юстиции к уголовной ответственности
(1) Канцлер юстиции может быть привлечен к уголовной ответственности только по предложению Президента Республики с согласия большинства состава членов Рийгикогу.
(2) Полномочия канцлера юстиции приостанавливаются со дня принятия Рийгикогу постановления о даче согласия на привлечение канцлера юстиции к уголовной ответственности.
(3) Полномочия канцлера юстиции восстанавливаются со дня вступления в законную силу оправдательного приговора или обвинительного приговора в связи с преступлением, совершенным по неосторожности (за исключением случаев наказания его лишением свободы), либо со дня прекращения производства по его уголовному делу.
(4) Канцлер юстиции отстраняется от должности:
1) со дня вступления в законную силу обвинительного приговора в связи с умышленно совершенным преступлением;
2) со дня вступления в законную силу обвинительного приговора, которым предусмотрено наказание в виде лишения свободы, в связи с преступлением, совершенным по неосторожности.
(5) Порядок привлечения канцлера юстиции к уголовной ответственности установлен Законом о порядке привлечения к уголовной ответственности членов Рийгикогу, государственного контролера, канцлера юстиции, председателя Государственного суда и членов Государственного суда (ПАЭ, 1995, 64, 1440; 1998, 26, 625).
Статья 12. Ограничения на деятельность канцлера юстиции
(1) В период работы на занимаемой должности канцлер юстиции не имеет права:
1) находиться на должности в каком-либо ином государственном либо муниципальном учреждении или у какого-либо публично-правового юридического лица;
2) участвовать в деятельности партий;
3) входить в состав правления, совета или надзорного органа коммерческого товарищества;
4) участвовать в предпринимательстве, за исключением его личных инвестиций и получаемых с них годовых процентов и дивидендов, а также дохода от распоряжения принадлежащим ему имуществом.
(2) Канцлер юстиции может заниматься научной и педагогической работой, если это не служит препятствием для исполнения его служебных обязанностей.
Статья 13. Обязательство канцлера юстиции о неразглашении сведений Канцлер юстиции обязан хранить государственную, коммерческую и банковскую тайну, не разглашать ставшие ему известными сведения о семье и личной жизни частных лиц, а также иные сведения, разглашение которых запрещается законом.
Статья 14. Должностные привилегии канцлера юстиции
(1) Должностной оклад канцлера юстиции установлен Законом о должностных окладах государственных чиновников, назначаемых на должность Рийгикогу и Президентом Республики (ПАЭ, 1996, 65/66, 1448).
(2) По наступлении пенсионного возраста канцлер юстиции имеет право на должностную пенсию, если он проработал на должности канцлера юстиции не менее пяти лет. Должностная пенсия не выплачивается по наступлении пенсионного возраста в период продолжения работы на должности, дающей право на указанную должностную пенсию, или в качестве члена Рийгикогу, Президента Республики, члена Правительства Республики, председателя или члена Государственного суда, командующего или главнокомандующего Оборонительными войсками, государственного контролера или президента Банка Эстонии, а также в случае его отстранения от должности канцлера юстиции. Размер должностной пенсии канцлера юстиции, ушедшего на пенсию, составляет 70 процентов от ставки должностного оклада канцлера юстиции. В случае изменения ставки должностного оклада пенсия выплачивается в измененном размере с первого дня следующего месяца.
(3) Та часть должностной пенсии канцлера юстиции, которая превышает размер государственной пенсии по старости, выплачивается из государственного бюджета.
(4) В период получения должностной пенсии канцлера юстиции лицо не имеет права получать другие государственные пенсии. Должностная пенсия канцлера юстиции не повышается на основании части 2 статьи 57 Закона о публичной службе (ПАЭ, 1995, 14, 228; 1999, 9, 112; 22, 155; 26, 276; 39, 271).
(5) В случае смерти канцлера юстиции каждому нетрудоспособному члену семьи, находившемуся на его иждивении, выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, размер которой составляет 25 процентов от должностной пенсии канцлера юстиции. Сумма пенсий по случаю потери кормильца, выплачиваемых членам семьи канцлера юстиции, не должна превышать 75 процентов от ставки должностной пенсии канцлера юстиции.
(6) Канцлер юстиции, полномочия которого прекратились на основании пункта 1 или пункта 3 (ввиду болезни) статьи 8 настоящего Закона, имеет право на компенсацию в размере шестимесячной ставки должностного оклада.
Глава 3. Надзор за конституционностью и законностью правоустанавливающих актов
Статья 15. Право обращаться к канцлеру юстиции в целях проверки соответствия правоустанавливающего акта Конституции и закону Каждый имеет право обращаться к канцлеру юстиции с заявлением в целях проверки соответствия закона или иного правоустанавливающего акта Конституции и закону.
Статья 16. Обязанность представления правоустанавливающего акта Канцлеру юстиции направляются копии всех правоустанавливающих актов органов законодательной и исполнительной государственной власти и местных самоуправлений, а также не вступивших в силу международных договоров и всех вступивших в законную силу решений Государственного суда по спорам о соответствии правоустанавливающих актов Конституции в течение десяти дней со дня обнародования, принятия, подписания или вступления в силу названных документов.
Статья 17. Предложение о приведении правоустанавливающего акта в соответствие с Конституцией и законом Если канцлер юстиции приходит к выводу, что правоустанавливающий акт полностью либо частично не соответствует Конституции или закону, то он предлагает органу, принявшему этот акт, привести данный акт или его положение в соответствие с Конституцией и законом в 20-дневный срок.
Статья 18. Предложение о признании правоустанавливающего акта недействительным
(1) Если орган, принявший правоустанавливащий акт, в течение 20 дней со дня получения предложения канцлера юстиции не привел акт или его положение в соответствие с Конституцией или законом, то канцлер юстиции вносит в Государственный суд предложение о признании правоустанавливающего акта или его положения недействительным.
(2) Порядок участия канцлера юстиции и его права в судопроизводстве, связанном с осуществлением конституционного надзора, устанавливаются законом.
Глава 4. Осуществление контроля за деятельностью государственных учреждений по обеспечению конституционных прав и свобод
Статья 19. Право обращаться к канцлеру юстиции в целях проверки обеспечения конституционных прав и свобод лиц Каждый имеет право обращаться к канцлеру юстиции в целях проверки деятельности государственных учреждений, в том числе обеспечения конституционных прав и свобод лиц.
Статья 20. Осуществление контроля
(1) Канцлер юстиции осуществляет на основании закона контроль за деятельностью государственных учреждений, в том числе за обеспечением конституционных прав и свобод.
(2) Канцлер юстиции принимает на основании представленных ему заявлений и предложений меры, необходимые для справедливого и максимально быстрого разрешения заявлений и предложений, применяя в случае необходимости также право обращаться к государственным учреждениям, местным самоуправлениям и их должностным лицам с меморандумами и заявлениями, указанными в статье 46 Конституции.
Статья 21. Возбуждение производства Канцлер юстиции возбуждает производство на основании поданных ему заявлений или по собственной инициативе на основании предварительно поступившей информации.
Статья 22. Подача заявления
(1) Каждый имеет право в случае нарушения его конституционных прав и свобод подать лично или через своего представителя заявление канцлеру юстиции, содержащее жалобу на действия указанных в статье 20 настоящего Закона учреждений.
(2) По делу, в связи с которым поступило заявление, не должно быть вступившего в законную силу решения суда, в то же время не должно проводиться досудебное производство по жалобе или судебное производство.
(3) Заявление должно содержать:
1) имя или наименование заявителя, его почтовый адрес и номера средств связи;
2) наименование учреждения, деятельностью которого, по мнению заявителя, нарушены его основные права;
3) описание деятельности, составляющей содержание заявления.
(4) Канцлер юстиции утверждает форму заявления и обеспечивает ее доступность для общественности.
(5) Устное заявление оформляется при содействии советника канцлера юстиции.
(6) Канцлер юстиции вправе запрашивать в статистических целях у заявителя сведения, представление которых является добровольным.
Статья 23. Передача заявлений
(1) Содержание заявлений, направляемых канцлеру юстиции заключенными, военнослужащими срочной службы, а также лицами, находящимися в психиатрической больнице, специальном приюте, приюте общего типа, детском доме или доме-интернате для молодежи, и содержание ответов канцлера юстиции не подлежат проверке и передаются адресатам незамедлительно.
(2) Расходы на отправление заявлений покрываются соответствующими учреждениями, указанными в части 1 настоящей статьи.
Статья 24. Отклонение заявления
(1) Канцлер юстиции отклоняет заявление, если:
1) оно не соответствует требованиям, установленным настоящим Законом;
2) заявление является явно необоснованным.
(2) Если заявление подано по истечении года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, то канцлер юстиции может отклонить заявление.
(3) Канцлер юстиции извещает заявителя об отклонении заявления в письменном виде с указанием причин.
(4) Если заявление было отклонено по причине того, что разрешение заявления не входит в компетенцию канцлера юстиции, то канцлер юстиции разъясняет заявителю, в чью компетенцию входит разрешение заявления, и направляет заявление по принадлежности.
Статья 25. Извещение о производстве
(1) Канцлер юстиции в месячный срок извещает заявителя о том, какие действия в связи с заявлением или жалобой им совершены или какие он намерен совершить.
(2) Если канцлер юстиции возбуждает производство по собственной инициативе, то он уведомляет соответствующее учреждение о причинах и целях возбуждения производства.
Статья 26. Процессуальные действия
(1) Процессуальными действиями являются:
1) запрашивание информации;
2) получение разъяснений от учреждений, указанных в статье 20 настоящего Закона;
3) получение устных показаний;
4) использование свободного доступа;
5) привлечение экспертов.
(2) Канцлер юстиции может возложить совершение процессуальных действий, указанных в пунктах 1Д4 части 1 настоящей статьи, на заместителя канцлера юстиции Д советника или советника, которые совершают их под надзором канцлера юстиции.
Статья 27. Запрашивание информации
(1) Канцлер юстиции вправе запрашивать информацию, необходимую для исполнения им своих обязанностей. Все учреждения, указанные в статье 20 настоящего Закона, обязаны в течение установленного канцлером юстиции срока представлять ему необходимую информацию.
(2) Канцлер юстиции вправе получать информацию, содержащую государственную тайну, на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статья 28. Получение разъяснений
Канцлер юстиции может потребовать от учреждений, указанных в статье 20 настоящего Закона, письменных разъяснений по заявлению. Соответствующее учреждение обязано выполнить требование в течение срока, установленного канцлером юстиции.
Статья 29. Получение устных показаний
(1) Канцлер юстиции может в ходе производства принимать устные показания от всех лиц, относительно которых имеются сведения о том, что им известны факты, имеющие значение для дела, и что они способны давать по ним правдивые показания.
(2) Лица, вызванные для дачи устных показаний, обязаны явиться по вызову канцлера юстиции.
Статья 30. Свободный доступ
Канцлер юстиции имеет в ходе производства свободный доступ к документам, материалам и местам, находящимся во владении учреждений, указанных в статье 20 настоящего Закона. Соответствующие учреждения обязаны обеспечивать канцлеру юстиции безусловный и немедленный доступ ко всем документам, материалам и местам, находящимся в их владении.
Статья 31. Препятствование деятельности канцлера юстиции
(1) Препятствованием деятельности канцлера юстиции является:
1) сокрытие от канцлера юстиции необходимой для исполнения им своих обязанностей информации, отказ или уклонение от ее представления;
2) отказ или уклонение от дачи разъяснений;
3) отказ или уклонение от дачи показаний;
4) препятствование свободному доступу.
(2) В случае препятствования деятельности канцлера юстиции последний может действовать в соответствии с частями 3 и 4 статьи 33 настоящего Закона.
Статья 32. Извещение заявителя о разрешении заявления
Канцлер юстиции извещает заявителя о недостатках, выявленных в ходе проверки заявления о нарушении предусмотренных Конституцией прав и свобод, а также предложениях и мерах по их устранению и результатах устранения недостатков.
Статья 33. Обеспечение выполнения предложения канцлера юстиции
(1) Учреждение, которому адресовано предложение канцлера юстиции, обязано сообщить канцлеру юстиции, каким образом выполнено предложение.
(2) Канцлер юстиции вправе представлять запросы о ходе выполнения его предложений. Учреждение, получившее запрос, обязано ответить на него незамедлительно, но не позднее десяти дней со дня получения запроса.
(3) Если предложение канцлера юстиции не выполняется или ответ на запрос не дается, то канцлер юстиции может представить доклад учреждению, осуществляющему надзор за соответствующим учреждением, Правительству Республики или Рийгикогу. Канцлер юстиции имеет также право ходатайствовать о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица, препятствующего деятельности канцлера юстиции или его советников, не представляющего необходимую информацию или не дающего разъяснений или показаний либо представляющего их в форме, не позволяющей осуществлять контроль.
(4) Если канцлер юстиции считает необходимым, то он выступает перед общественностью с сообщением, в котором излагает свои предложения.
Статья 34. Сообщение о нарушениях закона
Если канцлер юстиции приходит к выводу, что должностное лицо нарушило Конституцию или закон, то он сообщает об этом в письменном виде органу следствия или иному компетентному органу и в случае необходимости передает им все имеющиеся в его распоряжении сведения и документы.
Статья 35. Отвод заместителя канцлера юстиции Д советника или советника
Заместитель канцлера юстиции Д советник или советник объявляет самоотвод от проведения производства, если у него имеются сомнения в своей беспристрастности.
Глава 5. Ведомство канцлера юстиции
Статья 36. Ведомство канцлера юстиции
(1) В состав ведомства канцлера юстиции входят заместители канцлера юстиции Д советники, советники и работники канцелярии.
(2) Канцлер юстиции имеет при осуществлении руководства своим ведомством те же права, которые предоставлены законом министру в отношении руководства министерством.
Статья 37. Заместители канцлера юстиции Д советники
(1) Рийгикогу назначает по предложению канцлера юстиции на должности заместителей канцлера юстиции Д советников двух советников канцлера юстиции. Заместители канцлера юстиции Д советники принимают при вступлении в должность должностную присягу, указанную в статье 7 настоящего Закона.
(2) Если канцлер юстиции временно не в состоянии исполнять свои служебные обязанности, а также в случае прекращения полномочий канцлера юстиции на основаниях, указанных в статье 8 настоящего Закона, его обязанности исполняет до вступления в должность нового канцлера юстиции один из заместителей канцлера юстиции Д советников в соответствии с установленным канцлером юстиции порядком замещения.
(3) Советник канцлера юстиции освобождается от должности заместителя канцлера юстиции Д советника:
1) со дня ухода его в отставку;
2) в случае его стойкой неспособности исполнять свои обязанности более шести месяцев подряд Д со дня вступления в должность по предложению канцлера юстиции нового заместителя канцлера юстиции Д советника;
3) со дня вступления в должность нового заместителя канцлера юстиции Д советника, представленного новым канцлером юстиции;
4) со дня вступления в законную силу обвинительного приговора в связи с умышленно совершенным преступлением;
5) со дня вступления в законную силу обвинительного приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы, в связи с преступлением, совершенным по неосторожности;
6) в случае его смерти.
Статья 38. Советники канцлера юстиции
(1) Советниками канцлера юстиции могут быть назначены лица, имеющие высшее образование.
(2) Советниками канцлера юстиции являются советники и старшие советники.
(3) Советниками канцлера юстиции могут быть назначены лица, проработавшие в качестве судей, нотариусов, присяжных поверенных или преподавателей в высших учебных заведениях либо состоявших на иной публичной службе не менее трех лет.
(4) Старшими советниками канцлера юстиции могут быть назначены лица, проработавшие в качестве советников канцлера юстиции, судей, нотариусов, присяжных поверенных или преподавателей в высших учебных заведениях либо состоявших на иной публичной службе не менее пяти лет.
(5) Канцлер юстиции может назначить определенного советника для осуществления контроля в какой-либо ограниченной сфере основных прав.
(6) Канцлер юстиции может назначать советников в уезды.
Статья 39. Ограничения на деятельность заместителей канцлера юстиции Д советников и советников канцлера юстиции
На заместителей канцлера юстиции Д советников и советников канцлера юстиции распространяются ограничения, установленные статьями 12 и 13 настоящего Закона.
Статья 40. Должностные оклады
(1) Оплата труда заместителей канцлера юстиции Д советников, советников и служащих канцелярии канцлера юстиции производится на основании законов, устанавливающих условия оплаты труда государственных служащих, при этом канцлер юстиции вправе повышать ставки должностного оклада, установленные соответствующими законами, в размере до 50 процентов.
(2) На канцлера юстиции, заместителей канцлера юстиции Д советников, советников и работников канцелярии канцлера юстиции распространяются все предусмотренные для государственных служащих социальные гарантии с учетом исключений, установленных настоящим Законом.
Статья 41. Должностная пенсия заместителя канцлера юстиции Д советника
(1) Заместитель канцлера юстиции Д советник имеет по наступлении пенсионного возраста право на должностную пенсию, если он проработал на данной должности не менее пяти лет и не менее 15 лет Д в качестве судьи, нотариуса, присяжного поверенного или преподавателя в высшем учебном заведении, либо состоял не менее 15 лет на публичной службе. В период продолжения работы на должности, дающей право на указанную должностную пенсию, должностная пенсия не выплачивается.
(2) Размер должностной пенсии заместителя канцлера юстиции Д советника составляет 65 процентов от его должностного оклада. В случае изменения размера должностного оклада пенсия в измененном размере выплачивается с первого дня следующего месяца.
(3) Та часть должностной пенсии заместителя канцлера юстиции Д советника, которая превышает размер государственной пенсии по старости, выплачивается из государственного бюджета.
(4) В период получения должностной пенсии заместителя канцлера юстиции Д советника лицо не имеет права получать другие государственные пенсии, а размер должностной пенсии не повышается на основании части 2 статьи 57 Закона о публичной службе.
Статья 42. Канцелярия канцлера юстиции
(1) Делопроизводство канцлера юстиции организует канцелярия, штаты и порядок делопроизводства которой утверждаются канцлером юстиции.
(2) Часы приема канцлера юстиции и советников, указанных в частях 5 и 6 статьи 38 настоящего Закона, объявляются в газетах общегосударственного распространения.
(3) В бюджете канцелярии канцлера юстиции предусматриваются средства для оплаты за консультации, перевод и экспертизу в размере до 20 процентов от годового фонда заработной платы, порядок и размеры выплаты указанных средств устанавливаются Правительством Республики.
Глава 6. Прикладные положения
Статья 43. Внесение изменения в Закон о должностных окладах государственных чиновников, назначаемых на должность Рийгикогу и Президентом Республики
Статья 6 Закона о должностных окладах государственных чиновников, назначаемых на должность Рийгикогу и Президентом Республики (ПАЭ, 1996, 65/66, 1448) изменяется и излагается в следующей редакции:
"Статья 6. Коэффициент должностного оклада канцлера юстиции составляет 1,8.".
Статья 44. Вступление закона в силу
(1) Настоящий Закон вступает в силу 1 июня 1999 года, с того же дня признается недействительным Закон об организации деятельности канцлера юстиции (ПАЭ, 1993, 22, 436; 1996, 65/66, 1448; 1999, 39, 271).
(2) Производство по заявлениям, поданным канцлеру юстиции до вступления настоящего Закона в силу, завершается в ранее действовавшем порядке.