Оценка эффективности использования государственного имущества, Иркутская обл. (Материалы к антикоррупцонной конференции-2002)
Название проекта: “Оценка эффективности использования государственного имущества и бюджетных средств государственными учреждениями и предприятиями Иркутской области”
“Наши потребители это памятники архитектуры….”
Для многих бюджетных учреждений потребитель превратился в зануду, непредсказуемое поведение которого препятствует выполнению учреждением государственной политики в сфере образования (здравоохранения, культуры и т.п.) и который настаивает, что учреждение должно оказывать услуги. Это превращение неминуемо приводит к потере избирателей исполнительных органов власти, сделавших свой выбор, потере конкурентоспособности, как самого учреждения, так и занятого в учреждении персонала на рынке труда. Представляется ошибочным мнение относительно очевидности общественной значимости того или иного учреждения. Бремя четко обоснованного доказательства своей общественной полезности перед гражданами лежит на каждом руководителе бюджетной организации.
Общественное мнение о работе исполнительной региональной и муниципальной уровнях власти во многом определяется эффективностью использования имущества и бюджетных средств региональными государственными и муниципальными учреждениями, оказывающих услуги населению непосредственно.
Учитывая масштабность и разностороннюю деятельность региональных государственных учреждений, выделим следующие наиболее значимые для руководителя регионального государственного учреждения задачи:
Схема 1.
Идентификация тех, кто действительно является потребителем услуг бюджетного учреждения;
точное определение того, что требуется потребителям;
наилучшее удовлетворение требований потребителей в рамках ресурсных ограничений;
регулярная информация от получателей услуг о том, насколько хорошо учреждение удовлетворяет требования потребителей.
Определение эффективности использования государственных ресурсов учреждениями, имеющих ярко выраженный социально значимый характер (здравоохранение, образование, культура и т.п.), представляет собой сложную задачу, не определяемую только экономическими показателями.
В настоящей работе рассматривается управленческий ресурс у исполнительной региональной власти как наиболее перспективный в повышении эффективности использования государственных ресурсов региональными государственными учреждениями. Ключевой проблемой менеджмента учреждения, по мнению авторов настоящей работы, является ориентация менеджмента на потребителя услуг государственного учреждения.
В предлагаемой методике оценки менеджмента регионального учреждения заложен фундаментальный принцип: главные потребители государственного учреждения, оправдывающие его существование, - население.
Методика оценки менеджмента регионального государственного учреждения нацелена на определение качественных и количественных показателей эффективности управленческого ресурса по преобразованию существующих государственных ресурсов в решение общих задач в рамках федеральных и региональных программ.
Руководителям 40 государственных учреждений Иркутской области было предложено предоставить программу развития (схема 2.) учреждения, содержащую следующие разделы:
Схема 2.
Общая задача учреждения (1/2стр.)
“Долгосрочные цели, достижению которых способствует учреждение”.
Задачи Федеральной или областной программ, вклад в которые учреждение предназначено внести.
Цели учреждения (1стр.)
“Что получают потребители в результате деятельности учреждения”.
Центральная часть программы, выраженная в преимуществах, которое государственное учреждение предоставляет потребителям. Поставленные цели должны явиться вкладом в достижение общей задачи учреждения. Настоящее относится не к предоставляемым услугам учреждения (являющимися результатами), а к использованию этих услуг потребителями.
Результаты (1стр.)
“Что учреждение гарантирует предоставить потребителям за отчетный период”.
Услуги учреждения, оказываемые потребителям с помощью ряда предпринимаемых действий и необходимые для достижения целей учреждения.
Действия (6стр.)
“Проводимая коллективом учреждения работа”.
Задания, необходимые для преобразования ресурсов в запланированные результаты.
Ресурсы (3стр.)
“Что требуется учреждению для его успешной деятельности”.
Ресурсы, необходимые для проведения мероприятий (персонал, оборудование, помещения, финансы).
В разделе “Действия” предлагалось осветить следующие вопросы:
-провести анализ предлагаемых услуг потребителям. Представить существующих потребителей услуг государственного учреждения.
-Провести анализ факторов внешней среды, способных оказать влияние на деятельность государственного учреждения.
-Обосновать существующие или планируемые методы обеспечения и поддержки мотивации персонала организации.
-Определить стоимость услуг учреждения с учетом различного рода затрат. Описать, по какому принципу устанавливается цена на услуги учреждения.
Экспертная оценка, учитывая схему 1., представленных программ развития региональных государственных учреждений проводится по следующей схеме:
Схема 3.
Соответствуют ли предпринимаемые действия существующим ресурсам учреждения.
Соответствуют ли полученные результаты предпринимаемым действиям.
Соответствуют ли заявленные цели учреждения полученным результатам, а цели выражены в преимуществах, которые получают пользователи услуг регионального государственного учреждения.
Соответствуют ли цели общей задачи учреждения.
Общественные эксперты из числа консультантов Международного центра дистанционного обучения “Байкал-ЛИНК” отмечают со стороны всех руководителей региональных государственных учреждений открытость и заинтересованность в решении вопросов, повышающих эффективность использования региональных государственных ресурсов. Абсолютное большинство руководителей учреждений творческие личности, вызывающие уважение, и энтузиасты своего дела.
Вместе с тем,отмечается низкая мотивация со стороны менеджмента учреждения к ориентации на потребителя. Для многих руководителей учреждений будет характерны фразы: “О каком развитии (схема 2) может идти речь, если деятельность учреждения имеет конкретное направление и строгий бюджет по статьям расхода?” и “Нашими потребителями являются памятники архитектуры…”. Потребитель ассоциируется только с получателем платных услуг. Идентификация тех, кто действительно является потребителем услуг регионального государственного учреждения, и определение реальных потребностей подменяется мифической задачей “Содействие на территории области государственной политики в сфере…”;
задача разделить цели, результаты и действия учреждения для большинства руководителей учреждения оказалась не решаемой. (“…Здесь мерилом работы считают усталость…” Наутилус Помпилиус). Например, цель – обучение, результат – обучение и действие – обучение. При этом, растет доля выпускников средне специальных и высших учебных заведений на бирже труда. Руководители государственных учреждений, относящихся к разным отраслям, не ощущают себя членами одной команды исполнительной власти, на которую ложится бремя ответственности за выбор избирателей;
ни одно обследуемое учреждение не получает регулярной информации от получателей услуг, о том, насколько хорошо учреждение удовлетворяет требованиям потребителей. Это обстоятельство значительно усложняет общественную экспертизу эффективности использования государственных ресурсов региональными учреждениями: “Происходит ли возвращение налогов гражданам в виде услуг от учреждений?”. При обосновании потребности в существующих или дополнительных государственных ресурсах руководители учреждений не используют аргументы в терминах преимуществ, которые учреждение предоставляет населению;
недостаточно эффективен механизм только бюджетного контроля деятельности региональных государственных учреждений. В соответствии с современными стандартами качества инспекционный контроль должен быть частично замещен и дополнен программным аудитом (схема 3);
в последнее время в средствах массовой информации журналистами интенсивно обсуждается проблема, связанная с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы по форме так, как если бы это было повышение пособия по безработице: не говорится о том, что при этом повысится качество услуг, оказываемых бюджетными организациями. Экспертами отмечается опасная тенденция деградации рынка труда в сегменте персонала бюджетных учреждений по сравнению с персоналом коммерческих организаций, где необходимость в ориентации на потребителя не вызывает сомнения.
Промежуточные выводы, полученные в ходе общественной экспертизы, служат обоснованием для разработки методического пособия, определяющего приоритетные задачи руководителя регионального государственного учреждения и содержащие рекомендации для руководителей муниципальных учреждений области (схема 1).
идентификация тех, кто действительно является потребителем услуг бюджетного учреждения;
точное определение того, что требуется потребителям;
наилучшее удовлетворение требований потребителей в рамках ресурсных ограничений;
регулярная информация от получателей услуг о том, насколько хорошо учреждение удовлетворяет требования потребителей.
В долгосрочном плане мотивированное усиление ориентации менеджмента регионального государственного учреждения на потребности населения служит предупреждением коррупции во всех уровнях исполнительной власти, что в свою очередь приводит к увеличению доверия населения и повышению инвестиционной привлекательности региона.
Резюме.
Фамилия, имя, отчество: Владимиров Виталий Владимирович
Дата рождения: 10 июня 1960 года
Телефон (дом., раб.):(3952) 42-34-46, (3952) 240-222, факс (3952) 240-444.
E-mail balink@irk.ru
Образование:
1977 – 1982 гг. Иркутский государственный университет, физический факультет. Теоретическая физика.
1993 – 1998 гг Школа Бизнеса Открытого университета (Великобритания). Профессиональный диплом по менеджменту (первая ступень МВА).
Опыт работы
1995 г. – по настоящее время. Негосударственное образовательное учреждение - Международный центр дистанционного обучения “Байкал-ЛИНК”. Должность заместитель директора.
1991 – 1995 гг. Фирма “Лето”. Должность – учредитель и директор. Основной профиль деятельности – выращивание и реализация с/х продукции.
Основная квалификация: продвижение образовательных услуг учреждения. Руководитель проектов по управленческому консультированию организаций, преимущественно частного бизнеса. Разработка и реализация маркетинговой стратегии организаций. Координация работы бизнес консультантов (3-5 человек, работающих по совместительству).
Стажировки.
1997. В качестве российского эксперта принимал участие в проекте TACIS “Укрепление менеджмента предприятий Байкальского региона”.
1998г. Стажировка в Школах Бизнеса и консалтинговых организациях Финляндии, Ирландии (2 месяца), финансируемая проектом TACIS.
1999г. Стажировка в Школах Бизнеса и консалтинговых организациях Индии (2 месяца), финансируемая правительством Индии.
Опубликовано - Козлова Елена, 07.05.2004, 21:47 Последний редактор - Козлова Елена, 01.07.2004, 23:24