Экспертный совет по гражданскому образованию при ГД РФ
Подведены итоги конференции по гражданскому образованию, посвященной памяти Н.И.Элиасберг
VIII Всероссийская конференция «Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи – воспитание гражданина России»:
результаты и перспективы
27-28 ноября 2014 г. в Санкт-Петербурге прошла VIII Всероссийская конференция «Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи – воспитание гражданина России», посвященная памяти Н. И. Элиасберг.
Главными организаторами мероприятия выступили Университет ИТМО, Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр СТРАТЕГИЯ, Фонд поддержки образования, МОО «Информация для всех», Гуманитарный педагогический Центр «Гражданин XXI века», Санкт-Петербургская ассоциация школ правоведения и Ассоциация «От краеведения к гражданственности», Информационно-методический центр Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Соорганизаторами мероприятия стали Академия инновационного образования и развития, Благотворительный фонд «Молодежь за права человека», Общественное движение «МЫ – ПЕТЕРБУРЖЦЫ», Некоммерческое партнерство «Преображение», Новгородский региональный общественный фонд содействия некоммерческим проектам, гимназии, школы и библиотеки Санкт-Петербурга и регионов России.
Конференция проведена при поддержке Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге, Института психолого-педагогических проблем детства РАО, Центра развития юридических клиники и ряда других организаций.
В работе конференции в реальном и виртуальном формате приняло участие почти двести специалистов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Башкирии, Бурятии и Татарстана, Волгоградской, Кировской, Новгородской областей, Беларуси, Казахстана и Украины, представляющих сферы образования, науки, культуры, коммуникации, краеведения и туризма, органы власти и управления, социально ориентированные некоммерческие организации и социально ориентированный бизнес.
В пленарном заседании конференции, прошедшем 27 октября в гостинице «Достоевский» приняло участие около 70 специалистов.
Открыла пленарное заседание конференции последняя прижизненная видеозапись Н.И. Элиасберг, сделанная в преддверии Дня Победы в апреле 2014 г. Унисоном с воспоминаниями об эвакуации детей из предблокадного Ленинграда Наталии Элиасберг стала статья учителя школы № 79 Калининского района СПб Екатерины Сущенко «Поезд памяти», посвященная лычковской трагедии – гибели под бомбежкой целого эшелона с ленинградскими детьми, в котором должна была эвакуироваться и воспитанница детского сада Наташа Элиасберг.
С приветствиями к участникам конференции обратились первый заместитель Председателя – куратор Экспертного совета по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов и Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, академик - советник Национальной Академии Республики Беларусь Петр Никитенко, директор Центр Брахма Кумарис в Санкт-Петербурге Б.К.Сантош Кукреджа, координатор Российско-Белорусского круглого стола «Интеллектуальные ресурсы интеграции» Сергей Бородулин, директор Центра развития юридических клиник Максим Дранжевский.
Олег Смолин в своём приветствии отметил, «Модель этико-правового образования, разработанная Наталией Ильиничной Элиасберг, является мощным инструментом этического и правового просвещения не только детей и молодежи, но также родителей и представителей «третьего возраста». Убеждён: этот универсальный инструмент развития свойств личности, необходимых современному человеку, способен внести весомый вклад в реализацию профильных законов, «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», Государственной программы «Развитие образования».
Александр Шишлов в своём выступлении отметил актуальность и полноту созданного под руководством Н.И.Элиасберг массива информационных, педагогических, учебно-методических, хрестоматийных, справочных, игровых и просветительских материалов по тематике этико-правового, гражданского, патриотического и краеведческого содержания. По его мнению, созданный контент должен быть приведен в систематическое состояние и вполне может и должен быть применен не только в системе образования, но и в сфере культуры, коммуникации и молодежной политики. Во всяком случае, для целей институтов, занимающихся вопросами прав человека ресурсы Петербургской модели этико-правового образования давно и широко используются не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах России.
Светлана Агапитова отметила результативность и актуальность проведенных ранее тематических конференций с участием Н.И.Элиасберг, а также напомнила, что и международные эксперты в области прав ребенка, человека и правового просвещения очень уважительно относились к созданному с участием Наталии Ильиничны творческому наследию.
Петр Никитенко и Сергей Бородулин в своём приветствии отметили, что в современном мире феномену патриотизма и гражданственности противопоставляется рациональность и инновация, как современные вызовы развития в гражданской и гуманитарной сфере. Так, последний призыв ЮНИСЕФ, в области продвижения прав детей и привлечения молодежи в эту сферу, предусматривает преимущественное использование целевых инноваций, основанных на подходе к детям и молодежи, как «агентам перемен». Именно поэтому, перед участниками конференции стоит непростая, творческая задача поиска взаимосвязей между этими феноменами и современными вызовами в гражданской и гуманитарной сфере.
Максим Дранжевский в своём обращении особый акцент сделал на том, что существенная роль в совершенствовании юридического образования в России принадлежит формированию этических основ профессиональной деятельности молодежи. Однако «научить» человека этике или заставить соблюдать этические принципы невозможно, возможно лишь оказать некоторое влияние на формирование морально-нравственных ориентиров, на основе которых студент в дальнейшем будет основывать свою профессиональную деятельность. В этой связи особая роль принадлежит воспитательной составляющей образовательной системы, направленной на «формирование у учащихся нравственной, правовой и политической культуры личности, патриотизма и гражданственности», как отмечала Н.И. Элиасберг. Именно создание этико-правовой вертикали заложило основы Петербургской модели образования, применимой сегодня как в отечественной общеобразовательной школе, так и в вузах.
В роли ведущих пленарного заседания выступили руководитель МОО «Информация для всех», начальник отдела развития проектной деятельности студентов Университета ИТМО Алексей Демидов и заместитель директора Информационно-методического центра Василеостровского района Санкт-Петербурга Татьяна Матвеева. СПбАППО на пленарном заседании конференции представляла сотрудник Информационно-библиотечного центра Академии, методист по организации работы школьных библиотек Санкт-Петербурга Татьяна Гугина.
Руководитель департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ – СПб, президент Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ приветствовал участников конференции от членов семьи Н.И.Элиасберг, а также сообщил участникам конференции о состоявшемся 19 ноября 2014 года отчетно-выборном собрании основанной Н.И.Элиасберг Санкт-Петербургской общественной организации Гуманитарный и педагогический центра «Гражданин XXI века», на котором президентом этой организации был избран А.Демидов, а вице-президентом - председатель Ассоциации “От краеведения к гражданственности” Г.Ищук. Он также кратко остановился на системе гражданского образования, включающей в качестве фокусных групп не только школьников и студентов, но и самих педагогов, а также лидеров НКО, сотрудников государственной администрации и силовых структур, представителей «Групп риска» различного вида, а также людей третьего возраста. Он привел определение Совета Европы, в соответствии с которым под гражданским образованием понимается воспитание демократической гражданственности на основе уважения прав человека.
Далее с докладом «Двадцать лет реализации и развития Петербургской модели этико-правового образования в школе № 29 Василеостровского района» выступила заместитель директора школы № 29 Ирина Королева. Школа специализируется на французском языке и основах права и в этом качестве является серьезным проводником идей разработанных Н.И.Элиасберг в Василеостровском районе, в Санкт-Петербурге, но также и за пределами России, оставаясь фактически ресурсным центром гражданского и этико-правового образования.
На пленарном заседании свой опыт в докладе заместителя директора образовательной организации Светланы Лебедевой «Воспитание гражданина России: опыт гимназии № 49» представила гимназия, в которой Н.И.Элиасберг на протяжении многих лет была научным руководителем и создала мощную опорную методическую площадку муниципального уровня. Светлана Лебедева пригласила участников мероприятия на организуемый гимназией 28 ноября в рамках конференции круглый стол «Этико-правовая модель петербургского образования в системе достижения личностного компонента ФГОС».
Директор гимназии № 397 имени Г.В.Старовойтовой Кировского района Санкт – Петербурга Михаил Адамский представился как ученик Н.И.Элиасберг, учившийся у неё в школе, а в последующем развивающий модель этико-правового образования и гражданского воспитания в руководимой им гимназии.
Руководитель Информационно-культурного корчаковского центра толерантности, ведущий библиотекарь организационно-методического отдела ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Алла Гурвич рассказала о развитии толерантности школьников и молодежи в рамках модели Н.И.Элиасберг в Санкт-Петербурге и совместимости и комплементарности идеологии петербургской модели этико-правового образования и толерантности с философией и идеологией толерантности, разработанной педагогом и писателей Янушем Корчаком. Алла Гурвич передала в фонд создаваемого центра памяти Н.И.Элиасберг материалы о деятельности Информационно-культурного корчаковского центра толерантности и заявила о готовности к сотрудничеству.
Директор Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского Аркадий Гутников в докладе «"Живое право": опыт программ правового и гражданского образования школьников» остановился на роли Н.И.Элиасберг, как одного из главных авторов курса «Живое право» и также передал в фонд центра, книги, выпущенные в рамках реализации проекта «Живое право».
Председатель Ассоциации “От краеведения к гражданственности”, вице-президент Гуманитарного педагогического центра «Гражданин XXI века» Галина Ищук пригласила участников конференции принять участие в работе VIII Научно-методической педагогической Ассамблеи «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение опытно-экспериментальной работы образовательных организаций Санкт – Петербурга», на которой будут рассматриваться вопросы связи краеведческой деятельности с этико-правовым образование и гражданским воспитание. Развитию данного направления Н.И.Элиасберг всегда уделяла большое внимание.
Главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской Академии Образования Виктор Голованов начал своё выступление с того, что Наталия Ильинична Элиасберг для него: во-первых - «Народная артистка» в системе подачи материалов как детям, так и взрослым; во-вторых - «Иван Калита от образования» - собравшая вокруг себя сторонников и не сделавшего противником никого из лидеров отечественного сектора правового просвещения; и в-третьих - Человек и Специалист, опередивший своё время в создании сетевого сообщества по очень сложной тематике и внедрении инструментов социальных практик в образовательно-воспитательный процесс. Виктор Голованов представил своё видение перспектив комплексного внедрения краеведческого и этико-правового образования в системе дополнительного образования детей и молодежи и предложил рассмотреть их на проводимой в рамках конференции, посвященной памяти Н. И. Элиасберг Ассамблеи.
Заместитель директора Информационно-методического центра Василеостровского района Санкт-Петербурга Татьяна Матвеева в своём докладе отразила работу Центра по анализу деятельности школ района по рассматриваемой тематике, в частности школ № 29 и № 2, на базе которой в декабре 2012 г. в рамках развития Петербургской модели этико-правового образования, программ ПЦПИ и «Медиаобразования» МОО «Информация для всех», программ «Гимназический союз России» и «Библиотека/медиатека XXI века» Фонда поддержки образования, мероприятий социально-гуманитарного блока Университет ИТМО, СПбГУКИ, СПбГУКиТ, СПбАППО при личном участии Н.И.Элиасберг был открыт комплексный информационно-библиотечный центр, объединяющий школьную библиотеку, музей, бывший киноцентр, центры доступа к правовой информации и медиаобразования. Для целей сохранения, комплексного и инновационного развития всех вышеуказанных программ руководство ИМЦ приняло решение о создании Центра гражданской, правовой и иной социально-значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг в ИМЦ Василеостровского района Санкт-Петербурга, который для тиражирования опыта своей деятельности и разрабатываемого контента может использовать в т.ч. аппаратуру для проведения сеансов спутниковой видеоконференцсвязи и другим возможности дистанционного и информального образования.
Методист ИМЦ Василеостровского района Санкт-Петербурга, студент СПбГУКИ Андрей Третьяков представил созданный им библиографический указатель работ Н.И.Элиасберг и рассказал о возможности использования библиографического указателя, как элемента навигации по тематическим ресурсам создаваемой Фондом поддержки образования при участии Университета ИТМО и других партнерских организаций корпоративной «Образцовой библиотеки», одним из первых тематических блоков которой станет ресурс по этико-правовому и гражданскому воспитанию детей и молодежи.
Студенты вузов Санкт-Петербурга, участники проекта «Азбука права» под руководством Екатерины Мазовка представили Проект «Азбука права» и его развитие в рамках реализуемого Университетом ИТМО и партнерских организаций студенческого конкурса социальных проектов «Ты нужен людям!» с перспективой использования материалов по этико-правовому образованию. Проект направлен на повышение правовой грамотности детей и молодежи Санкт-Петербурга путем проведения занятий по праву. В рамках проекта в 2014 году было проведено исследование правовой грамотности детей, разработаны методические материалы и проведены групповые занятия. В проекте приняли участие более 600 учащихся образовательных организаций Санкт-Петербурга. В результате проведения итогового опроса после занятий, правовая грамотность целевой группы выросла на 47%.
Студент Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Роман Каминский представил на пленарном заседании доклад «К пониманию вопроса о ребенке в мире оружия: исторические и правовые аспекты».
Координатор социальных проектов региональной культурно-просветительской общественной организации «Санкт-Петербургский Центр Брахма Кумарис» Юлия Виноградова представила презентацию «Ценности в образовании. Сотрудничество Санкт-Петербургского центра Брахма Кумарис с Н. И. Элиасберг в работе по развитию духовности, нравственности и толерантности населении», а также передала в фонд создаваемого Центра фото-, аудио- и печатные материалы, отражающие сотрудничество с Н.И.Элиасберг.
Президент Благотворительного Фонда «Молодежь за права человека» в Санкт-Петербурге Валерия Тимашова представила доклад «Просвещение молодежи в отношении Всеобщей декларации прав человека с целью повышения толерантности и этико-правового воспитания - опыт совместной работы с Н.И.Элиасберг». Она также презентовала «Набора учителя по просвещению учащихся и студентов в отношении Всеобщей декларации прав человека с целью повышения толерантности и этико-правового воспитания» распространяемый в библиотеках Санкт-Петербурга в рамках конференции 27-28 ноября 2014 г. В состав набора входит также книга Н.И.Элиасберг «Права ребенка - это ваши права» и другие материалы по тематике прав человека.
Ректор Академии инновационного образования и развития Ольга Рубцова в своём доклад «Гражданское, патриотическое и этико-правовое образование и воспитание детей и молодежи – основа Всероссийского Проекта «Безопасная образовательная медиасреда». В докладе был освещен опыт реализации проекта «Новое поколение» (Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаоабразования), реализуемого с участием Н.И. Элиасберг на базе образовательных организаций, учреждений культуры с участием родительского сообщества города Копейск и Челябинской области, а также аналогичного проекта, реализуемого в Алтайском крае.
Отдельно Ольга Рубцова остановилась на реализации Всероссийского Проекта «Безопасная образовательная медиасреда» логически вытекающего из реализации модели этико-правового образования с использование инструментов информального образования. Проект реализуется во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и приказа Минкомсвязи России от 29 августа 2012 г. N 217 «Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей». В рамках реализации проекта аккредитованными в Роскомнадзоре экспертами и другими специалистами будет осуществляться экспертиза ресурсов с присвоением статуса «Чистый информационный продукт» и «Безопасная информационная среда». Предметом экспертизы являются сайты и медиасреда образовательных и иных профильных организаций, информационно-коммуникативное воздействие воспитательных мероприятий, информационная продукция для детей и подростков.
Председатель правления Общественного движения «МЫ - ПЕТЕРБУРЖЦЫ» Александр Кузьмин выступил с докладом «Нравственный кодекс петербуржца» - участие Н.И.Элиасберг в доработке и продвижении. Перспективы использования кодекса в модели этико-правового образования петербуржцев и гостей столицы». В своём докладе он остановился на странном обстоятельстве. Анапа и ряд других городов России свои нравственные кодексы приняли, используя петербургскую модель, но вот сама культурная столица не спешит это делать. В то же время представителя движения пригласили выступить в декабре с.г. с презентацией нравственного кодекса на гуманитарном форуме в Екатеринбурге.
Библиотекари Библиотеки "Музей книги блокадного города" ЦБС Московского района Валентина Баранова и Надежда Каширцева представили презентацию «Гражданско-патриотический проект «Услышим голос поколений» и «Буровские чтения» - библиотечные проекты, совместимые с тематикой этико-правового образования».
В завершении пленарного этапа конференции выступающий в качестве модератора Алексей Демидов подвел краткий итог и сделал объявление о проведении 28 ноября мероприятия в ИМЦ Василеостровского района Санкт-Петербурга «Петербургская модель этико-правового образования и гражданского воспитания, как элемент в создании информационно-ресурсной базы и организационно-методических условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи в рамках Совместного плана мероприятий Минобрнауки России и Росмолодежи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках Государственной программы «Развитие образования». Предложения по подготовке итогового документа конференции и дальнейшего развития деятельности Гуманитарного педагогического Центра «Гражданин XXI века».
Параллельно с пленарным заседанием в первой половине дня 27 ноября в Фонде поддержки образования в рамках проведения конференции состоялся сеанс видеоконференцсвязи, приуроченный к Всемирному дню прав ребенка, темой которого названа профилактика жестокого обращениями с детьми в семье. Петербургская модель этико-правового образования будет рассматриваться на сеансе ВКС как средство профилактики, ориентированное на работу с родительским сообществом. В сеансе приняли участие Ольга Рубцова и другие участники конференции.
27 ноября после проведения пленарного заседания на базе библиотеки школы № 183 студенты вузов Санкт-Петербурга Екатерина Мазовка, Екатерина Волкова, Диана Садрутдинова, Виктория Кушнаренко и Мактина Шакая провели мастер-класс по проекту «Азбука права». Заведующая ресурсным центром школы, кандидат педагогических наук Татьяна Кашурникова высоко оценила качество проведенного мастер-класса и высказала пожелание о дальнейшем сотрудничестве.
28 ноября на базе Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных в рамках VIII Всероссийской конференции «Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи – воспитание гражданина России», посвященной памяти Н. И. Элиасберг прошел VIII Научно-методическая педагогическая Ассамблея «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение опытно-экспериментальной работы образовательных организаций Санкт – Петербурга» организованный Институтом психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, Гуманитарным педагогическим центром «Гражданин XXI века» и Ассоциацией «От краеведения к гражданственности». Модераторами выступили участники конференции Талина Ищук и Виктор Голованов.
На площадке «Гражданско-патриотическое воспитание детей средствами туризма и краеведения», обсуждались вопросы, непосредственно касающиеся вопросов реализации Петербургской модели этико-правового образования и гражданского воспитания: место патриотического воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей: формирование гражданской позиции, полисферность сознания и моделей поведения в поликультурном мире; правовое воспитание средствами дополнительного образования; сетевое взаимодействие учреждений культуры, спорта и туризма, образовательных и общественных организаций в формировании чувства патриотизма подрастающего поколения.
Также были проведены мероприятия на площадках:
Проблемы и механизмы интеграции основного и дополнительного образования детей;
Автопробеги по местам боевой славы как эффективная форма туристической деятельности и школа воспитания юного патриота (практическое занятие с посещением Музея прорыва блокады Ленинграда (Марьино), Ивановского рубежа, Невского пятачка, Синявинских высот);
Потенциал духовно-нравственного воспитания в реализации социально значимых проектов детей, взрослых и студенчества:
Роль краеведения в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения в социокультурной развивающей среде образовательной организации.
28 ноября на базе гимназии № 49 в рамках конференции был проведен круглый стол «Этико-правовая модель петербургского образования в системе достижения личностного компонента реализации ФГОС», посвященный памяти Н.И. Элиасберг на котором в рамках докладов и свободных дискуссий прошло обсуждение проблемных вопросов с элементами профессиональной диссеминации, в обсуждении приняли участие педагоги О.В. Тихомирова, Е.В. Михайлова, С.Л. Гаскарова, С.П. Гранкина и И.К. Масцевая. На мероприятие обсуждались вопросы: Этико-правовое образование в начальной школе; Вопросы преемственности работы основного и дополнительного образования в процессе формирования гуманистической этики; Роль учителя-предметника в процессе реализации этико-правовой вертикали: научная картина мира и нравственный кодекс личности; Эстетическое воспитание и социальная практика: точки соприкосновения или тесное сотрудничество? Также в рамках мероприятия были проведены открытые уроки учеников Н.И.Элиасберг по курсу «Я и мой мир» в начальной школе: в 1-м классе «А» учитель Г.А. Козлова, во 2-м класс «А» учитель Л.Б Семенова.
28 ноября в ИМЦ Василеостровского района прошла презентация пространства, предназначенного для Центра гражданской, правовой и иной социально-значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг, ознакомление с собранными ресурсами, передача в фонд создаваемого центра материалов, связанных с научной, образовательной и общественной деятельностью Н.И.Элиасберг. Также на площадке ИМЦ прошел сеанс видеоконференцсвязи с субъектами Российской Федерации по тематике конференции, организованный Фондом поддержки образования. Участники сеанса ВКС - ИМЦ Василеостровского района Санкт-Петербурга, Гимназия № 513 Санкт-Петербурга, Гимназия имени Н.Д. Лицмана г. Тобольска Тюменской области, Лицей г. Урюпинска и другие образовательные организации Волгоградской области и других регионов России. Тематика сеанса: Петербургская модель этико-правового образования и гражданского воспитания, как элемент в создании информационно-ресурсной базы и организационно-методических условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи в рамках Совместного плана мероприятий Минобрнауки России и Росмолодежи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках Государственной программы «Развитие образования».
В рамках сеанса прошла презентация:
• нового информационного ресурса «Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи - воспитание гражданина России» (компакт-диск создан специалистами ИМЦ Василеостровского района, Университета ИТМО, Фонда поддержки образования и МОО «Информация для всех»;
• библиографического указателя работ Н.И.Элиасберг, созданного А.Л.Тртетьяковым и О.Р.Старовойтовой
• Всероссийского Проекта «Безопасная образовательная медиасреда»;
• программы «Сохранённая культура»;
• проектов по тематике гражданского, патриотического воспитания и информационно-правового образования детей и молодежи в рамках студенческого конкурса социальных проектов «Ты нужен людям!» и других профильных проектов;
• набора учителя по просвещению учащихся и студентов в отношении Всеобщей декларации прав человека с целью повышения толерантности и этико-правового воспитания, распространяемого Благотворительным фондом «Молодежьза права человека» в школах и библиотеках Санкт-Петербурга.
Подведение итогов конференции состоялось в Фонде поддержки образования в рамках сеанса ВКС – «директорского урока», организованного лицеем информационно-телекоммуникационных технологий № 590 – базовой площадки Университета ИТМО и Фонда поддержки образования. На сеансе выступил первый заместитель Председателя – куратор Экспертного совета по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин. Подведение итогов прошло с участием Олега Смолина, президента Фонда поддержки образования Татьяны Голубевой и заместителя президента Алексея Федорова, членов оргкомитета VIII Всероссийской конференции «Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи – воспитание гражданина России».
Принято решение развивать этико-правовое образование и гражданское воспитание в рамках реализации соглашения между Минобрнауки России и Фондом поддержки образования с участием Университета ИТМО. В ближайшие десять дней оргкомитет конференции подготовит проект рекомендаций и вынесет его на обсуждение.
На фотографии: Первый заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ О.Н.Смолин выступает на закрытии конференции 28.11.2014. Слева - президент Гуманитарного и политологического центра"Гражданин XXI века" А.А.Демидов
Опубликовано - Сунгуров Александр, 10.12.2014, 10:04 Последний редактор - Сунгуров Александр, 10.12.2014, 10:12