Отчет об антикоррупционном семинаре 27-28 апреля 2000 г., Пушкин
ОТЧЕТ
"Гражданское образование и его роль в усилении общественного участия
в процессах предотвращения коррупции"
27-28 апреля 2000 года в г. Пушкин (в Центре Подготовки Руководителей) прошел третий заключительный семинар программы "Участие некоммерческих организаций и органов местного самоуправления в процессах предупреждения коррупции". Программа осуществляется при поддержке Фонда "National Endowment for Democracy" (США).
В семинаре приняли участие представители некоммерческих организаций, независимых средств массовой информации, преподаватели и учащиеся средних и высших образовательных заведений.
Удачно была построена программа двух дней семинара, первый из которых был построен по принципу пленарных заседаний и посвящен теме "Гражданское образование для некоммерческих организаций и государственных служащих", а второй - по принципу работы в малых группах и посвящен - практическому участию структур гражданского общества в процессах предупреждения коррупции через гражданское образование, созданию учебных интерактивных модулей. Новаторством было и то, что в работе семинара принимали участие школьники в качестве независимых экспертов и наблюдателей.
Основные темы, которые предлагалось обсудить на семинаре можно объединить в такие группы:
Роль гражданского образования в процессах предупреждения коррупции.
Гражданско-правовое образование в школе.
Антикоррупционное воспитание и образование государственных служащих.
Методики правового и гражданского образования и их влияние на результаты образования.
Роль независимых СМИ в процессе предупреждения коррупции.
Формы участия НКО в процессах предупреждения коррупции через гражданское образование.
Разработка и создание образовательных модулей.
Программу семинара открыла Н.И. Элиасберг, с выступлением на тему "Гражданско-правовое образование в школе". Наталья Ильинична является разработчиком целостной системы этико-правового образования и гражданского воспитания школьников, "гуманистической по своей основе и ориентированной на потребности современного российского общества". Становление и развитие правовой культуры личности - основная цель многих школ, работающих по данной системе, которые постепенно превращаются в центры распространения опыта гражданского воспитания и этико-правового образования. Основные подходы к гражданскому образованию данной этико-правовой системы основываются на поисках решений, что необходимо гражданину для интеграции в гражданское общество, для осознания себя сопричастным к проблемам общества.
О том, как внедряются антикоррупционные образовательные программы на примере государственных служащих в ВУЗе, рассказала Е.М.Прошина, заведующая кафедрой политологии СЗАГС. Автор выступления обращает внимание на то, что до сих пор не существует единого законодательно закрепленного понятия коррупции, что затрудняет анализировать сферы, уровни, формы проявления феномена коррупции, возможность создания типологии и классификации коррупции по различным критериям. Самое опасное зло, которое несет в себе коррупция - негативные воздействия коррупции на нравственное состояние индивидуума и общества в целом. И путь решения данной проблемы автор видит в выработке морального кодекса чиновника, формировании в сознании чиновника понятия чести. В программы антикоррупционного воспитания и образования госслужащих могут входить, по мнению автора, набор специальных дисциплин и технологий, раскрывающих природу и механизм действия коррупции, способы борьбы с ней, а также историю ее возникновения и функционирования на различных этапах общественного развития, анализирующих специфические (в том числе, национальные) формы проявления этого феномена в различных сферах общества, исследующих негативное воздействие коррупции на нравственное состояние общества.
Особое внимание на семинаре было уделено вопросу о независимых средствах массовой информации, тому, какую роль выполняют и должны выполнять в гражданском обществе в процессе предотвращения коррупции. С выступлением на эту тему выступила А.А. Шароградская. Потеря доверия к СМИ со стороны граждан стало негативной тенденцией по ряду причин, одну из которых можно выделить особенно - это коррупция в самих СМИ. Скрытая реклама товаров и услуг, политическая реклама в период выборных кампаний, совмещение руководителями СМИ и журналистами профессиональной деятельности с депутатскими полномочиями, нечеткие границы между освещением новостей и коммерческой деятельностью - все это свидетельствует о том, что вместо объективной подачи новостей имеет место манипуляция общественным сознанием. Решением выхода из сложившейся ситуации должно стать прежде всего искоренение коррупции в самих СМИ.
Много и оживленно обсуждался на семинаре вопрос о воспитании гражданина XXI века. Предлагались различные пути и подходы вовлечения юных активистов в гражданское общество. Один из вариантов формирования гражданской позиции школьников, предложенный Авинской Е.В., представляется через работу в общественных объединениях учащихся, например школьное научно-исследовательское общество. В котором школьники выступают как носители общественных инициатив. Подобный подход является некой моделью "взрослых отношений в гражданском обществе", что позволяет учащимся оптимально адаптироваться к дальнейшей жизни.
На семинаре была представлена ролевая игра "Показательные студенческие Парламентские дебаты". Студенты, представляющие модель парламентских дебатов, наглядно показали ситуацию принятия закона, вовлекая в этот процесс участников семинара, которые выступали в качестве депутатов "Парламента" и голосовали за принятие закона.
Подводя итоги работы малых групп по созданию учебных модулей, можно с уверенностью заявить, что взгляд на "гражданское образование" претерпевает изменения и находит новые, эффективные, многообразные формы применения. Участники семинара продемонстрировали многообразие интерактивных методик, которые могут быть использованы в программах по гражданскому образованию различными "центрами гражданского образования" (НКО, МСУ, СМИ, ВУЗы, школы, гимназии и т.д.). (Материалы работы малых групп можно найти в приложении, материалы размещены на сайте центра "Стратегия").
Оценивая результаты работы семинара, в качестве одного из них, приведем сформулированные участниками семинара задачи, которые должны решаться в процессе гражданского образования:
Образование, обучение, воспитание гражданина, осознающего себя частью общества.
Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, долга пред Родиной.
Обучение правовой, этической и моральной культуре.
Содействие формированию гражданской позиции юных граждан.
Опубликовано - Козлова Елена, 21.05.2004, 22:01 Последний редактор - Козлова Елена, 01.07.2004, 23:54