Рабочая группа №2 конференции "Предупреждение коррупции силами гражданского общества - 2000"
Рабочая группа 2
"Роль СМИ, журналистов и информационных технологий в процессах предупреждения коррупции". (Координатор Виктор Юкечев, Новосибирск, Национальный институт прессы).
Тезисы для начала дискуссии: Совершенно очевидна огромная роль СМИ в излечении общества от коррупции. СМИ освещают, делают открытыми обществу её потаённые механизмы, методично сокращая теневое жизненное пространство коррупции и тем самым лишая её благоприятных условий и факторов успешного развития; путём выявления, журналистского расследования и предания гласности фактов коррупции они дают обществу надежду на то, что всё тайное становится явным и что наказание -- по меньшей мере гласностью -- неотвратимо.
Для полноценной и всесторонней борьбы с коррупцией, создающей свои очаги, по ряду свидетельств, даже в верхних эшелонах власти, СМИ должны получить полную независимость от последних, стать самостоятельной и сильной "четвёртой властью".
По общему признанию, едва ли не единственным существенным завоеванием демократических реформ в России стала гласность, а российские СМИ стали её зеркалом и инструментом.
Между тем, зависимость от идеологических шор сменилась зависимостью экономической. Кто платит деньги - тот и "заказывает музыку" на страницах и в эфире российских СМИ. Этот инструмент - финансы - властьпредержащие и на власть претендующие используют для подчинения СМИ ( и далеко не всегда с благовидной целью, а нередко и для достижения личных и небескорыстных целей) сегодня столь же успешно, как некогда правящую идеологию.
Если независимость "третьей власти" -- судебной --регламентируется законом, то независимость "четвёртой власти" -- достаточно абстрактное понятие, определяющееся сегодня, пожалуй, лишь этикой журналистской профессии. Поэтому добровольное принятие и использование в повседневной практике СМИ различных этических кодексов, хартий, меморандумов, деклараций и пр., разумеется, следует только приветствовать. Но достаточно ли этических нормативов для подлинной независимости СМИ? Не должно ли и в законодательном порядке дать им эту независимость, обеспечив невмешательство властей?
СМИ должны выражать интересы общества в целом и отдельных его слоёв. Как поставить деятельность СМИ под контроль общества, выводя их одновременно из-под контроля и органов власти и отдельных ее представителей?
Журналист в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться лишь проверенными фактами, собственным их осмыслением, собственным мнением и мнением своих коллег. Какие условия должны быть созданы, чтобы на его деятельность не влиял кто-то извне?
Помимо традиционных СМИ, заметными и важными инструментами в процессе предупреждения коррупции стали новые информационные технологии и в первую очередь - Интернет. Очевидными преимуществами сетевых публикаций являются их опора на многочисленные ссылки, оперативность и доступность в любой точке земного шара. Что нужно сделать, чтобы ещё более эффективно задействовать Интернет в этом направлении? Очевидно, и здесь нужны взаимоподдержка и наступление единым мощным фронтом.
Альтернативные тезисы: 1. Освещение правовых аспектов этики официальных лиц, стандартов поведения, этических норм, определяющих условия поведения должностных лиц для правомерного, честного выполнения публичных обязанностей.
2. Просветительские функции СМИ, защита от произвола властей силой закона, разъяснение прав граждан, использование правовых средств в борьбе с коррупцией.
3. Влияние СМИ на завершение законодательного процесса на всех уровнях принятия законов о борьбе с коррупцией.
Иркутск. history@isea.irk.ru
Вопросы для обсуждения: 1. Возможные формы коллегиальных объединений журналистов для обеспечения независимости журналистской деятельности и их эффективность.
2. Власть и СМИ. Где грань их "доверительных отношений"?
3. Может ли журналист совмещать свои обязанности с депутатским статусом?
4. Возможны ли варианты договорных отношений между СМИ и их "властными" и "коммерческими" учредителями (спонсорами, инвесторами), помогающие журналистам соблюдать профессиональную независимость?
5. Проблемы аккредитации при действующих органах власти. Кому принадлежит право на информацию?
6. Как заставить государственные (муниципальные) органы реагировать на антикоррупционные публикации в СМИ?
7. Возможно ли устраивать общественную криминолого-экономическую экспертизу по фактам особо значимых публикаций в СМИ? Кто и как это должен делать?
8. Этический кодекс журналиста -- соломинка для утопающего или мощный рычаг в повседневной журналистской практике? Кто должен устанавливать "правила игры" и отслеживать нарушения этических кодов?
9. Законодательные основы независимости "четвёртой власти" - какими Вы их видите?
10. Можно ли и нужно ли требовать от СМИ полной экономической прозрачности? Как это делать?
11. Возможен ли островок независимой прессы в отдельно взятом регионе? Что может его обеспечить?
12. Можно ли (и как именно) использовать интернет-технологии для распределенных в пространстве журналистских расследований?
13. Можно ли (и как именно) использовать интернет-технологии для реализации распределенных в пространстве совместных программ, обсуждения законопроектов?
Вопросы для обсуждения: 1. Правоохранительные органы - источник "чистой" информации о коррупции, проблемы взаимоотношения их со СМИ
2.Судебная защита прав журналистов в случае нарушения их прав на сбор информации.
3. Необходим ли журналистам правовой ликбез, в каких формах?
4. Способы и методы журналисткой техники безопасности.
5. Вечная коллизия право на оперативную информацию - право на личную жизнь, тайна следствия. Пути их разрешения.
Владивосток. prcylv@online.marine.su
- Эффективность антикоррупционного воспитания в значительной степени зависит от знания правовых аспектов проблемы. На наш взгляд, надо включить в тезисы для начала дискуссии следующие вопросы:
1. Освещение правовых аспектов этики официальных лиц, стандартов поведения,
этических норм, определяющих условия поведения должностных лиц при правомерном, честном выполнении своих публичных обязанностей.
2. Просветительские функции СМИ, защита от произвола властей силой закона,
разъяснение прав граждан, использование правовых средств в борьбе с
коррупцией.
3. Влияние СМИ на законотворческий процесс (в плане принятия законов о борьбе с коррупцией).
Иркутск. newspaper@isea.ru
Свои мысли: - Поддерживаем идею обсуждения общественных инициатив и проблем, направленных на установление пределов ограничения коррупции при помощи государственного образования, просветительской работы средств массовой информации, изучения конкретных механизмов реализации гражданских прав без подкупа.
Эффективность антикоррупционного воспитания в значительной степени зависит от знания правовых аспектов проблемы. На наш взгляд, надо включить в дискуссию на семинаре тему о целях СМИ: "Целью СМИ является просвещение гражданского общества, воспитание умения преодолевать коррупционные стереотипы и предрассудки и показывать нравственные и экономические измерения этого негативного явления-коррупции".
Иркутск. history@isea.irk.ru
Опубликовано - Козлова Елена, 24.05.2004, 22:42 Последний редактор - Козлова Елена, 02.07.2004, 00:16