Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (за 2000 год)
Республика Татарстан
ДОКЛАД
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Оглавление:
Введение
Формирование института Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан
Соблюдение жилищных прав
Соблюдение трудовых прав
Соблюдение социальных прав
Защита прав потребителей
Соблюдение прав несовершеннолетних
Соблюдение прав граждан на информацию об издаваемых нормативных актах
Соблюдение прав военнослужащих и призывников
Соблюдение прав вынужденных переселенцев
Соблюдение прав человека в учреждениях исполнения уголовных наказаний
Право гражданина на судебную защиту
Неправительственные правозащитные организации в Республике Татарстан
Основные выводы и рекомендации по обеспечению и защите прав человека
Введение
Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Законом Республики Татарстан от 3 марта 2000 года № 95 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан".
Это первый доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан, составленный на основе анализа жалоб и обращений граждан, материалов государственных органов, неправительственных правозащитных организаций, сообщений средств массовой информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также сведений, полученных в результате посещений учреждений и организаций республики.
В докладе излагаются основные вопросы, связанные с формированием института Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан и первыми шагами его деятельности, акцентируется внимание не только на негативных тенденциях и причинах правовой нестабильности, но и на закономерностях, потенциальных возможностях нарождающегося правового государства в преодолении кризисных явлений в сфере обеспечения и защиты прав человека.
Доклад не претендует на всестороннее исследование и изложение проблем, которые возникают в Республике Татарстан в области прав человека в процессе становления правового государства. В нем предпринят первый оценочный подход к вопросам обеспечения прав человека и гражданина в Республике Татарстан, определены меры, которые, по мнению Уполномоченного, необходимо принять в целях защиты этих прав.
Уполномоченный выражает признательность всем, кто направил в его адрес информацию и тем самым внес посильный вклад в подготовку настоящего Доклада. Главная и основная его цель - привлечь внимание законодательной и исполнительной властей, широкой общественности к той ситуации, которая сложилась в области реализации прав человека в Республике Татарстан, а также принятие незамедлительных мер по обеспечению реальных гарантий прав граждан и создания действенных механизмов их соблюдения.
Об основных правах и свободах в Республике Татарстан и конституционном механизме их защиты
Фундаментальным документом в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан является Конституция Республики Татарстан. В ней нашли отражение современные идеи и принципы построения многонационального демократического государства, в котором гарантируется соблюдение прав и свобод человека. Всем гражданам, проживающим в Республике Татарстан, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Татарстан, в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Глава 4 Конституции Республики Татарстан "Права, свободы и обязанности человека и гражданина" определяет перечень личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина.
Уважение личности, охрана прав и свобод граждан, согласно статье 33 Конституции, является обязанностью всех государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.
По Конституции Республики Татарстан гарантом прав и свобод личности в Республике Татарстан, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан является Президент Республики Татарстан.
Как глава исполнительной власти Президент руководит деятельностью Кабинета Министров, призванного организовать исполнение законов, а также актов Президента в сфере обеспечения прав и свобод личности.
В ежегодных посланиях Президента Государственному Совету Республики Татарстан соблюдению прав и свобод граждан придается приоритетное значение. В послании на 2001 год указывается, что характер стратегии в XXI веке должен строиться на дальнейшем углублении демократичности татарстанского общества, на обеспечении прав личности и его свобод, соблюдении законности и правопорядка, развитии полноценной многопартийности. В центре экономической и социальной политики республики должны находиться интересы человека, а повышение условий, качества жизни жителей Татарстана должно являться само по себе ценностью.
На основе Конституции Государственным Советом Республики Татарстан довольно активно формировалась законодательная база, в основном отвечающая кардинальным общественным переменам. Права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией республики, реализованы более чем в 300 законах, обеспечивающих и регламентирующих экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права и свободы человека. Дальнейшим развитием реальной защиты прав и свобод граждан явилось учреждение Государственным Советом института Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан.
Конституция Республики Татарстан гарантирует судебную защиту прав и свобод человека. Суды всех инстанций являются основным органом по защите и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, куда гражданин вправе обратиться в случае нарушения их прав любыми органами и лицами.
Значительным шагом в укреплении судебной власти стало принятие Закона Республики Татарстан от 19.11.99 № 2440 "О мировых судьях в Республике Татарстан".
Серьезное влияние на обеспечение единства законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина призвана оказать деятельность Конституционного суда Республики Татарстан, сформированного в 2000 году в соответствии с Конституцией Республики Татарстан и Законом Республики Татарстан в редакции от 30.10.98 № 1708-ХII "О Конституционном Суде Республики Татарстан".
Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам граждан и общественных объединений на нарушение прав и свобод граждан, а также по запросам судов проверяет конституционность законов Республики Татарстан или отдельных их положений, нормативных постановлений Государственного Совета Республики Татарстан, указов Президента Республики Татарстан и постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан.
Одним из механизмов обеспечения прав и свобод граждан в Республике Татарстан является деятельность прокуратуры Республики Татарстан, которая в соответствии с Федеральным законом от 17.01.92 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и при их нарушении принимает меры по восстановлению нарушенных прав.
Несмотря на соответствующую правовую базу, принимаемые меры по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью, повышению уровня правосознания населения правовое положение личности в Республике Татарстан нельзя охарактеризовать как благополучное. Права человека еще не стали главным ориентиром в деятельности государственных органов и должностных лиц. В обществе усиливается правовой нигилизм среди государственных служащих, должностных лиц, руководителей предприятий всех форм собственности и граждан.
Растет недоверие к праву и способности государства обеспечить соблюдение основных прав и свобод граждан и их защитить. Высокий уровень преступности стал в обществе угрозой правам человека. Поставлены под сомнение гарантии таких основополагающих конституционных прав, как право на жизнь, неприкосновенность личности, жилища, имущества, ибо эти гарантии предполагают не только защиту от неправомерных действий государственных органов и их представителей, но и обязанности государства охранять человека от покушений преступного мира. Население не рассматривает право как императив социального поведения.
Основными причинами такого положения, по мнению Уполномоченного, являются:
- повсеместное нарушение существующего законодательства;
- отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина;
- безнаказанное игнорирование должностными лицами, государственными служащими, руководителями предприятий различных форм собственности положений Конституции Республики Татарстан, гарантирующих основные права и свободы граждан;
- противоречие федерального законодательства международно-правовым актам в сфере прав человека;
- отсутствие общественного контроля за соблюдением прав и свобод человека в основных сферах жизни общества и государства, а также надежных механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, обладающих властными полномочиями;
- отсутствие законодательной базы, регулирующей права и свободы человека, низкий уровень правовой культуры самих граждан, которые не привыкли отстаивать свои законные права и свободы;
- неспособность существующей судебной системы обеспечить в полной мере защиту прав граждан, зачастую игнорирование правоохранительными органами законных прав и интересов человека.
Для надежной защиты прав человека пока не созданы необходимые социальные, политические и экономические условия.
Уполномоченный в то же время констатирует, что осуществление прав и свобод человека и гражданина зависит от конкретных условий жизни общества, а потому права человека взаимосвязаны с его обязанностями, свободы - с ответственностью; права человека не могут реализовываться в ущерб обществу и другим людям - возможность осуществления прав и свобод, обеспечения безопасности человека прямо зависит от уважения прав и законных интересов других лиц, общей заинтересованности людей в создании и развитии гражданского общества.