ОТЧЕТ о семинаре Центры публичной политики в современной России и других странах:
СПб гуманитарно-политологический центр СТРАТЕГИЯ
Международный семинар
Центры публичной политики в современной России и других странах: опыт отдельных центров и сетевых сообществ
(СПб, Пушкин, 14-15 сентября 2004 г.)
ОТЧЕТ
К 2004 г. в России сформировались не только отдельные организации, осознанно или неосознанно выполняющие функции Центров публичной политики, но и целые сообщества таких центров, например, ассоциация аналитических центров, работающих в области экономики. Ряд российских организаций вошли в международные сети, например, Сеть Центров развития демократии. В июне 2004 г. в Кишиневе была учреждена Ассоциация центров публичной политики.
Целью семинара являлось обсуждение мирового и российского опыта деятельности Фабрик мысли и Центров публичной политики, начатого на семинарах СПб центра СТРАТЕГИЯ в апреле 2002 г. и ноябре 2003 г. В семинаре приняли участие представители ведущих российских и зарубежных центров публичной политики и фабрик мысли, развивающих технологии общественного участия и делиберативной демократии, представители властных структур и академических учреждений из Москвы и Санкт-Петербурга, Алматы (Казахстан) и Грозного, Нижнего Новгорода и Новгорода Великого, из Архангельска и Пскова. Всего в семинаре приняли участия около 30 человек.
На обсуждение участников семинара были вынесены следующие вопросы:
• Понятие публичной политики в начале XXI века
• Особенности взаимодействия Центров публичной политики с другими структурами гражданского общества, с властью и академическим сообществом
• Центры публичной политики и фонды
• Формы внутренней организации и развития Центров публичной политики
• Интернет как среда и технология деятельности Центров публичной политики
• Сетевое взаимодействие Центров публичной политики, опыт деятельности ассоциаций.
Первый день семинара открылся сообщением докторов социологических наук Л.И.Никовской (Институт социологии РАН) и В.Н.Якимца (Институт системного анализа РАН) на тему «Публичная политика в условиях российской трансформации», в котором были представлены результаты исследований отношения представителей власти и российских некоммерческих организаций к состоянию межсекторного взаимодействия по конкретным направлениям, а также оценка автором состояния и перспектив развития публичной политики в нашей стране. Как считают авторы, сложившаяся стабилизация, помимо своих общесоциальных позитивных последствий, одновременно закрепляет сложившийся внутренний разрыв российского политического процесса, способствует воспроизводству бюрократически-элитарного стиля правления.
Далее М.Б.Горный, исполнительный директор СПб центра СТРАТЕГИЯ, рассказал о перспективах развития публичной политики в области мягкой безопасности. Другой аспект публичной политики был освещен в сообщении руководителя отдела социологии Фонда ИНДНМ В.Л.Римского «Публичная политика как ресурс повышения эффективности государственного управления и противодействия коррупции». Следующее выступление на тему «Тайная политика, как необходимое условие существования публичной политики», сделанное президентом фонда "Энциклопедия", эксперт ЦСР "Северо-Запад" С.Б.Переслегиным, оказалось достаточно провокативным, чтобы вызвать интересную дискуссию, позволившую затронуть различные аспекты понятия «публичная политика».
Следующей темой обсуждения стал феномен общественного мнения, как неотъемлемая часть публичной политики. Эта тема была раскрыта в дополняющих друг друга презентациях д.ф.н., в.н.с. ИНИОН РАН О.Ю.Малиновой на тему «Какая публичная сфера нужна демократическому обществу?» и научного руководителя Исследовательской группы ЦИРКОН И.В.Задорина на тему «Изучение общественного мнения в практике центров публичной политики: проблемы получения и трансляции достоверной социологической информации». О.Ю.Малинова проанализировала требования к организации публичной сферы, вытекающие из разных нормативных моделей демократии и сопоставила их с практикой постсоветского общества. И.В.Задорин затронул проблему достоверности социологической информации, особо развив тему участия ЦПП в социологических исследованиях.
Директор по развитию СПб центра СТРАТЕГИЯ А.Л..Нездюров в своем сообщении «Парадоксы российской политики: чем ближе к людям, тем меньше публичности» остановился на таком российском феномене, как уменьшение прозрачности деятельности органов власти при переходе от регионального уровня к органам местного самоуправления, противоречащем ситуации в большинстве европейских стран. Первую сессия семинара завершило выступление генерального директора Центра "Новая Политика», к.с.н. А.А. Хохлова, озаглавленное как «Доверие как концептуальная основа гражданского действия».
После обеда участники семинара, разбившись на три группы, разрабатывали сценарии развития публичной политики в России («Катастрофический», «Инерционный» и «Оптимистический». Эта тема оказалась особенно актуальной в связи с обнародованными накануне инициативами Президента России В.В.Путина по назначению глав администраций в субъектах РФ.
В рамках вечерней сессии первого дня конференции состоялось два сообщения. В первом из них директор Центра публичной политики к.э.н. Меруерт Махмутова (Алматы, Казахстан) рассказала участникам семинара как об основных тенденциях политики в Казахстане, аналогии с которой становятся все более заметными в российской политике, а также об основных направлениях работы своей организации, созданной в рамках программы Фонда Сороса и входящей в сеть аналогичных центров Восточной Европы и стран СНГ. Во втором выступлении Председатель Комитета аналитического обеспечения и информационной политики Администрации Новгородской области И.В.Верходанов рассказал об Новгородский опыт создания условий прозрачности деятельности органов исполнительной власти.
Второй день семинара был посвящен работе Центров публичной политики и их сетей. Он открылся сообщением к.полит.н., Президента СПб центра СТРАТЕГИЯ А.Ю.Сунгурова «Функции Центров публичной политики», в котором были выделены такие их основные функции, как исследовательская, образовательная, креативная, коммуникативная и внедренческая, а также представлены результаты специальной анкеты, отражающей как соотношение этих функций у различных Центров, так и иные аспекты их деятельности. Далее В.Л.Римский рассказал о конкретном опыте работы своей организации – известного в России фонда ИНДЕМ, как примера Центра публичной политики. Знакомство участников семинара с опытом организаций, работающих над развитие публичной политики продолжил директор Центра стратегических исследований Приволжского Федерального округа С.Н. Градировский, выступивший с презентацией на тему «Центр Стратегических Исследований ПФО – как вызов закрытым формам принятия решений».
С опытом создания и начала деятельности молодой организации – экспертного клуба «Архангельская стратегия» ознакомил участников семинара директор по маркетингу и развитию центра социологических и маркетинговых исследований «Форис» В.Г.Трескин (Архангельск). Вадным для участников семинара стало сообщение «О роли фондов в развитии публичной политики» менеджера программы по правам человека Швейцарии и представителя Фонда Мота в России В.И.Бахмина, имеющего большой опыт руководства крупными грантовыми программами.
Сессию, посвященную работе Центров публичной политики завершило выступление К.ф.н., с.н.с. Социологического института РАН и эксперта Спб центра СТРАТЕГИЯ В.В.Костюшева на тему: «Центры публичной политики в России: направления и опыт научных исследований». Им были выделены, в частности, такие особенности ЦПП, как:
• прямая сопряженность исследований ЦПП с актуальными проблемами политики (policy);
• открытость и публичный характер исследовательских практик ЦПП;
• содействие публичности решений власти по результатам проводимых исследований;
• независимость исследовательских практик от федеральных и местных органов власти;
• влияние результатов исследований на формирование общественного мнения и практики принятия решений органами власти.
Следующая сессия семинара началась сообщением члена Правительства СПб, представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, д.э.н. и д.ю.н. М.Н.Бродского и начальника его аппарата, к.т.н. С.И.Костенко на тему «Взаимодействие Правительства и Законодательного Собрания СПб как пример публичной политики». Таким образом, в рамках семинара были представлена позиция ответственных представителей исполнительной власти и Великого Новгорода и Санкт-Петербурга.
Далее предметом обсуждения стала тема взаимодействия Центров публичной политики, которое, как правило, имеет сетевой характер. Основное сообщение на тему «Сети вообще и сети центров публичной политики» сделал председатель Центра поддержки общественных инициатив «Участие», (г.Псков), создатель Портала СПб центра СТРАТЕГИЯ Д.А.Антонюк. Эту тему продолжили директор программ СПб центра СТРАТЕГИЯ, к.полит.н. Т.И.Виноградова («Устойчивость сетей на примере сети участников программы «Прозрачный бюджет» СПб центра СТРАТЕГИЯ») и председатель правления Фонда Интерлигал, зав. кафедрой публичной политики Высшей школы экономики, к.ю.н.Н.Ю.Беляева («Формирование и работа сети «Мы – граждане»).
Опыт сетевого взаимодействия региональных социологических центров (на примере деятельности Ассоциации региональных социологических центров "Группа "7/89") осветил И.В.Задорин, а опыт создания «Клубов общественного доверия в Российских регионах – А.А.Хохлов. Завершила сессию презентация исполнительного директора Ярославской региональной общественной организации "Центр социального партнерства" Т.А.Бородиной на тему «Центры публичной политики как институты общественного влияния: опыт создания ЦПП в Ярославской области», в который был раскрыт интересный опыт создания таких центров на уровне районных центров.
После обеда участники семинара, разбившись на две группы, работали над сценариями развития Центров публичной политики и их сетей в России и на постсоветском пространстве. Когда члены рабочих групп собрались для презентаций своих наработок, оказалось, что они разошлись, в частности, в своем отношении к идее «Общественной палаты», озвученной накануне Президентом РФ. Если участники первой группы решили, что предполагаемая общероссийская «Общественная палата» является механизмом противодействия развитию гражданского общества, то участники второй наметили конкретные формы и направления ее деятельности, в рамках которых она могла бы оказаться полезной для развития публичной политики в России.
В рамках заключительной дискуссии выступил президент Центра стратегических исследований и развития гражданского общества на Северном Кавказе «СК-Стратегия» А.Л.Истамулов (Грозный), который сказал о значении обсуждавшихся на семинаре тем и конкретного опыта для развития его организации, ставящей целью консолидацию ответственных сил общества, науки и власти Чеченской Республики и других регионов Северного Кавказа для поисков выхода из современной тяжелой ситуации. Участники встречи решили поддержать инициативу Центра ССТРАТЕГИЯ о регулярных семинарах по обсуждавшейся теме, а также продолжить сотрудничество в Интернете. В частности, одной из тем ближайших встреч могла бы стать тема экспертов и экспертного сообщества.
Все материалы семинара можно найти на сайте СПб центра СТРАТЕГИЯ www.strtategy-spb.ru, (Раздел «Библиотека», Программа «Публичная политика», специальный раздел на Форуме). Эти материалы станут основой альманаха «Публичная политика – 2005», который планируется выпустить в начале 2005 г. Всех, заинтересованных в сотрудничестве по развитию Центров публичной политики и их сетей – просим контактировать с А.Ю.Сунгуровым (asungurov@mail.ru) и М.Б.Горным (mg@strateg.spb.su)