Манаев О. Рейтинг как фактор политической мобилизации (Белорусские фабрики мысли в условиях нарастания авторитаризма)
Тезисы доклада на Международной конференции "Центры публичной политики и фабрики мысли в странах бывшего СССР и Восточной Европы", 22-24.09.05
1. В большинстве стран мира общественное мнение играет все более важную роль в политике. Это значит, что все больше людей вовлекаются в процесс обсуждения и принятия важнейших решений. Одним из самых эффективных современных механизмов, обеспечивающих участие общественного мнения в процессе управления, стали социологические опросы и публикация их результатов в СМИ. Поэтому рейтинги, т.е. показатели готовности людей голосовать за того или иного кандидата или партию, становятся самым важным критерием оценки успешности политических кампаний. Поскольку избиратели, выбирающие между несколькими кандидатами, как правило, непосредственно с ними не сталкиваются, они вынуждены ориентироваться на мнение большинства: согласно известному закону психологии, люди не любят оставаться в меньшинстве. И хотя сами рейтинги обычно обсуждаются только в политизированных слоях общества (политики, журналисты, аналитики, дипломаты и др.), постепенно они «проникают в ткань» общественного мнения, зачастую «отрываясь» от источника и превращаясь в «молву». Именно поэтому они стали не просто важнейшим критерием оценки политической кампании, но и мощным фактором политической мобилизации. Во время избирательных кампаний за рейтинги разворачивается настоящая борьба: чтобы повлиять на электорат в свою пользу, политики стараются всеми способами привлечь на свою сторону наиболее влиятельных и признанных исследователей и аналитиков.
Какую роль играют рейтинги в политической жизни в условиях нарастания (посткоммунистического) авторитаризма? Кто и как за них борется? Беларусь, которую на Западе называют не иначе как "последняя диктатура в Европе", может рассматриваться в качестве классического примера. Поскольку в 2004 году здесь прошли парламентские выборы и конституционный референдум (снявший ограничения на сроки избрания президента), а в 2006 году состояться президентские выборы (на которых А. Лукашенко пойдет на третий срок), эти вопросы волнуют не только политиков и дипломатов, журналистов и аналитиков, но и многих избирателей.
2. Отличительной чертой общественной жизни в Беларуси уже давно стало то, что "картины" реальной действительности, предлагаемые публике государственными и негосударственными источниками информации, прежде всего СМИ, различаются как день от ночи, особенно в период избирательных кампаний. Например, по данным национальных опросов НИСЭПИ, после последних президентских выборов рейтинг А. Лукашенко серьезно колебался:
Таблица 1. Динамика рейтинга А. Лукашенко, %*
Если бы завтра снова состоялись выборы президента Беларуси, проголосовали бы (открытый вопрос):
10 '01
04 '02
09 '02
12 '02
04 '03
09 '03
06 '04
05' 05
За А. Лукашенко
46.1
30.9
27.0
30.5
26.2
31.7
34.2
41.7
* Здесь и далее приводятся результаты национальных опросов, проведенных НИСЭПИ (во всех случаях методом face-to-face interview опрашивалось 1.500 респондентов от 18 лет и старше, предельная ошибка репрезентативности не превышала 0.03).
Очевидно, что, во-первых, во всех случаях рейтинг президента не превышает 50%, в во-вторых, в конкретных политических и экономических ситуациях он падает почти наполовину. Но в государственных СМИ не встретишь даже намека на эту опасную для власти тенденцию: напротив, там утверждается, что авторитет президента растет, и серьезных поводов для беспокойства нет. Если какое-либо упоминание этих результатов в государственных СМИ и мелькнет, то только в "разоблачениях", повествующих о "непрофессионализме", "ангажированности" или даже "продажности" "доморощенных аналитиков". Мы на знаем точно, как реагирует на подобные "разоблачения" сам президент, но как реагирует белорусский электорат мы знаем точно:
Таблица 2. Как Вы думаете, за время после
президентских выборов 2001 года рейтинг
А. Лукашенко (т.е. готовность населения страны
голосовать за него на следующих выборах)
повысился или понизился?*
Вариант ответа
%
Понизился
59.4
Повысился
23.8
ЗО/НО
16.8
*Здесь и далее приводятся результаты национального опроса, проведенного НИСЭПИ в сентябре 2003 г.
Как видно, абсолютное большинство избирателей считает, что рейтинг президента за два года снизился. Мы далеки от того, чтобы переоценивать работу независимых исследовательских центров и независимой прессы. Однако, хотя государственные СМИ по уровню доверия все еще опережают негосударственные (49.7% vs 46.0%) а большая часть населения (55.9%) не знакома с материалами независимых исследовательских центров, ясно, что большинство граждан каким-то образом "улавливает" эти слабые сигналы и оценивает реальную ситуацию вполне адекватно. Вероятно, это объясняется, прежде всего, сильными социальными потребностями:
Таблица 3. Если бы Вы знали человека,
который мог бы успешно конкурировать с А. Лукашенко
на следующих президентских выборах, то проголосовали бы
за него или за А. Лукашенко?
Вариант ответа
%
Проголосовал бы за такого кандидата
55.9
Проголосовал бы за А. Лукашенко
24.5
Пока не знаю, посмотрел бы по обстоятельствам
19.6
3. Очевидно, что желание перемен, ожидание альтернативы и готовность ее принять становится доминирующей политической установкой белорусов. Согласно другому закону психологии, люди замечают в первую очередь то, на что больше всего настроены. При наличии такой сильной установки на перемены, малейший намек, соответствующий этой установке, порождает "цепную информационную реакцию", преодолевая любые барьеры. Яркая иллюстрация этого - знание динамики рейтинга президента в различных социально-демографических группах белорусского общества:
Таблица 4. Знания динамики рейтинга А. Лукашенко
в различных социально-демографических группах, %*
Социально-демографические группы
Рейтинг А. Лукашенко повысился
Рейтинг А. Лукашенко понизился
Возраст:
До 30 лет
12.0
74.5
Свыше 50 лет
48.8
51.2
Образование:
Начальное (до 4-х классов СШ)
41.6
33.2
Высшее (включая незаконченное высшее)
13.5
76.8
Социальный статус:
Студенты, учащиеся
6.9
71.5
Пенсионеры
44.2
32.1
Место жительства:
Минск
18.4
67.7
Село
30.2
51.4
* Таблица читается по горизонтали.
Как видно, хотя различия заметны, за исключением пенсионеров с невысоким уровнем образования, социально-демографические характеристики в данном случае не являются критически важным фактором (довольно редкое, заметим, явление в социологии): почти во всех группах (даже на селе!) большинство считает, что рейтинг президента после выборов понизился.
4. Но для того, чтобы понять подлинную роль рейтингов в политической жизни в Беларуси, нужно проверить: есть ли какая-то взаимосвязь между знанием о рейтинге президента и отношением к важнейшим политическим вопросам?
Таблица 5. Отношение белорусов к важнейшим
политическим вопросам в зависимости от знания динамики
рейтинга А. Лукашенко, %*
Показатели отношения к важнейшим политическим вопросам
Рейтинг А. Лукашенко повысился
Рейтинг А. Лукашенко понизился
На возможном референдуме по изменению Конституции, в соответствии с которым А. Лукашенко сможет снова избираться президентом, будут голосовать:
Против такого изменения Конституции
61.1
6.5
За такое изменение Конституции
15.5
73.0
Пока не знают, посмотрят по обстоятельствам
21.9
15.5
Не будут участвовать в таком референдуме
0.4
4.0
Отношение к изменению Избирательного кодекса, чтобы выборы в Беларуси стали более свободными и справедливыми:
Поддерживают
22.7
56.1
Не поддерживают
57.3
22.8
ЗО/НО
20.0
21.1
Если бы знали человека, который мог бы успешно конкурировать с А. Лукашенко на следующих президентских выборах, то проголосовали бы:
За такого кандидата
16.3
77.3
За А. Лукашенко
69.2
5.5
Пока не знают, посмотрели бы по обстоятельствам
14.5
17.3
Большего прогресса в строительстве демократического государства и гражданского общества добилась:
Беларусь
21.5
65.2
Россия
49.6
5.9
Обе страны в равной степени
16.1
20.2
ЗО/НО
13.0
8.6
Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, выбрали бы:
Объединение с Россией
62.1
41.5
Вступление в Европейский Союз
18.9
46.4
ЗО/НО
19.0
12.1
* Таблица читается по вертикали.
На наш взгляд, эти результаты не нуждаются в комментариях: большинство людей, считающих, что рейтинг президента снизился, совершенно иначе относятся к важнейшим политическим вопросам, их установка на перемены многократно усиливается. Это значит, что и в Беларуси рейтинг становится мощным фактором политической мобилизации.
5. Зато борьба за рейтинги в условиях нарастания авторитаризма резко отличается от того, как это происходит в странах, последовательно преодолевающих наследие коммунизма. Власти, как правило, стараются или замалчивать реальные рейтинги, подменяя их для широкой публики "дутыми" цифрами (обычно увеличивая их как минимум вдвое), или блокировать деятельность независимых исследователей (именно с этой целью в 2002 году и была создана пресловутая Комиссия по опросам общественного мнения). Поскольку важной чертой нарастания авторитаризма является и усиление политической поляризации в обществе, реакция оппонентов власти, к сожалению, не намного отличается. Так, информацию о падении рейтинга президента оппозиция воспринимает "на ура", зато сообщения о собственных, гораздо более низких рейтингах (на протяжении многих лет рейтинги ведущих оппозиционных партий и их лидеров колеблются от 3% до 7%) точно также замалчивает или отвергает. Различается только "мотивация": если власти говорят об "ангажированности" или "продажности" независимых исследователей, то оппозиция предпочитает говорить о том, что "в условиях диктатуры свободное выражение мнений невозможно по определению, поэтому социологическим опросам верить нельзя". Иными словами, если в других странах политики борются за рейтинги, то в Беларуси предпочитают бороться с рейтингами. В результате такой "борьбы" политическая мобилизация происходит в неадекватной, а потому и неэффективной, форме. Кто бы и когда ни смотрелся в зеркало, всегда увидит там лишь собственное отражение.
Опубликовано - Козлова Елена, 12.09.2005, 22:15 Последний редактор - Козлова Елена, 12.09.2005, 23:16