Бюджетная децентрализация в отношениях Республики Коми и города Ухты
А. Н. Ткаченко
Под децентрализацией, в общем смысле, понимается наделение нижестоящих уровней власти следующими видами полномочий:
(1) политическими,
(2) бюджетными,
(3) административными
Давно обоснован тезис о том, что государственные органы работают тем лучше, чем ближе они расположены к народу. Принятие решений, касающихся повседневной жизни граждан должно происходить на как можно «ближнем» к гражданам уровне государственного управления.
Бюджетная децентрализация лежит в основе разделения бюджетной системы на уровни и является инструментом, позволяющим улучшить управление экономикой и финансами. Стратегия бюджетной децентрализации должна, прежде всего, обеспечивать эффективность работы: как местных самоуправлений, так и всей системы государственных органов.
Согласно Bird («The Central Role of the Central Government in Fiscal Decentralization», 2000), процесс бюджетной децентрализации включает в себя четыре компонента:
1. закрепление расходных обязательств за местными самоуправлениями;
2. закрепление доходных полномочий за местными самоуправлениям;
3. межбюджетные трансферты;
4. заимствования на местном уровне.
Рассмотрим эти компоненты на примере межбюджетных отношений Республики Коми и города Ухты.