Санкт-Петербургский гуманитарно-политолигический центр "Стратегия"
 INDEX  
НОВОСТИ  
АНОНСЫ  
ПРОГРАММЫ  
ДОКУМЕНТЫ  
БИБЛИОТЕКА  
ИССЛЕДОВАНИЯ  
ПЕРСОНАЛИИ  
ПАРТНЕРЫ  
ДИСТ. ОБУЧЕНИЕ  
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ  
ССЫЛКИ  
О НАС  
 
Экспертный совет при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ.

Страничка АНО "Содружество"
Внимание! Материалы сайта старой редакиции находятся здесь.


OMBU.RU - Уполномоченные по правам человека в РФ
Программа "Прозрачный бюджет" Публичная политика в сфере мягкой безопасности и демократического развития: Балтийское измерение
Роль правозащитных некоммерческих организаций в принятии государственных решений и влиянии на общественное мнение
Российская Ассоциация Политической Науки
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, Санкт-Петербургский филиал
Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области
ПолитНаука™ - политология в России и мире
Фонд Исследования Мнений
Всероссийский гражданский конгресс
Балтийский исследовательский центр
Центр интеграционных исследований и проектов


Исследовательская группа ЦИРКОН
Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

PASOS

Институт развития прессы-Сибирь
Права человека в России
Московская Хельсинкская группа

Журнал ПОЛИТЭКС - политическая экспертиза




  Архив документов и публикаций

Вернуться Распечатать

Тема 1: Введение в проблематику гендерной толерантности

Одним из гарантов общественной стабильности в современном мультикультурном обществе является толерантность. Формирование этого важнейшего качества происходит еще в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, и продолжается на протяжении всей жизни с развитием образованности и опыта социального взаимодействия человека. Однако вопросы воспитания гендерной толерантности в силу целого ряда причин в общем курсе изучения гуманитарных наук в системе профессиональной подготовки и даже в специализированных курсах по вопросам толерантности, как правило, до сих пор представлены весьма ограниченно или не представлены вообще. Наравне с этим, быстро меняющееся и демократически развивающееся современное общество и индивидуумы всё острее ощущают давление гендерных стереотипов как на профессиональную и общественную жизнь, так и на межличностные отношения в семье и на работе.

Возрастающая на фоне политических и социально-экономических преобразований в обществе гендерная нетерпимость, нечувствительность к вопросам права выбора индивидом своей гендерной роли и идентификации, отклонения в гендерной социализации навязанные культурными схемами, порождают все большее число девиационных форм и гендерных конфликтов.

В качестве примера можно привести такие негативные проявления несформированной толерантности с гендерным аспектом как:
домашнее насилие, торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации, избегание жестокости армейской службы, социальное сиротство, безработица и текучесть кадров, основанные на безнаказанности сексуальных домогательств, изуродованная психика и разбитые судьбы… Список можно продолжить. Особенно остро такие проблемы в политически-патриархальном государстве касаются «женского вопроса», отстаивания женщинами своих групповых и индивидуальных прав в политической, экономической, социально-культурной, семейной сферах. С силу специфики российской истории (особенно в советский период) наша страна дала толчок для освобождения женщины от «домостроевской» доктрины в начале 20-го века и способствовала активной смене гендерных ролей, что послужило формированию более активной и общественно-ориентированной женщины-россиянки. В период пост-советской истории можно наблюдать иную политику государства (либо отсутствие целенаправленной гендерной политики), вызывающую негативный эффект от ощущения «возврата в эксплуататорское прошлое», что естественно порождает новые гендерные конфликты уже в общественной жизни, препятствует установлению демократического строя.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конфессией ЮНЕСКО в 1995 году. Теория толерантности в целом в российской гуманитарной науке практически не разработана, так как проблема толерантности стала актуальной в современной России не так давно, но именно здесь она стоит достаточно остро. Вопросы же гендерных аспектов толерантности практически остаются за пределами систематизированных разработок в России, хотя как международном, так и в национальном общественно-научном и правовом дискурсе их роль и присутствие возрастает.

Толерантность рассматривается как готовность предоставить другому человеку такие же как у самого себя права и обязанности, и выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых различных мотивов, не прибегая к насилию, а так же уважение к чужой традиции и образу жизни в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

Некоторые необходимые определения:

Гендер (социально-культурный пол) формируется под воздействием группы факторов социального порядка. Соотношение "мужского" и "женского" в каждом человеке различно и заложено с рождения. Физиологический фактор дополняется стереотипами общества по отношению к мальчикам и девочкам, мужчинам и женщинам в выполнении их социальных ролей.

Гендерные конфликты возникают от непонимания и незнания условий и факторов, влияющих на формирования гендера.

Существует несколько сфер толерантности, среди которых и наравне с другими (политическая, религиозная, расовая, межнациональная и т.д.) существует гендерная толерантность, определяемая как непредвзятое отношение к представителям другого пола или другого отношения к полу, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, следования стереотипным мнениям, выражения превосходства, проявления дискриминации по признаку как биологического (мужчина-женщина) пола, так и социально-культурного (сконструированного и/или с которым происходит идентификация) пола и т.д.

Конечно, не все типы толерантности равнозначны с точки зрения их влияния на социальную напряженность в обществе, и вероятно стоит констатировать, что большую опасность представляет собой межнациональная и политическая нетерпимость, но следует учитывать так же, что гендерная нетерпимость и вырастающие из неё негативные формы и конфликты, а так же дискриминация ведут к усилению, мультипликации негативного эффекта на гендерной основе (например - двойная дискриминации черных женщин и как представителей черной расы, и как представителей женщин как социальной группы с её особенностями и уязвимостями; «женщина-инвалид» подвергается дискриминации и неприятию со стороны общества так же в двойном размере, как собственно может происходить в ситуации с «заклейменным» в рамках гендерных стереотипов «неудачником» отцом-одиночкой или мужчиной, ориентированным на традиционно женские профессии и наоборот). Совокупность всех культурных составляющих личности получило название гендерного дисплея (термин ввел в научный оборот И.Гоффман). В целом проблематика «войны полов» по-прежнему не искоренена в мировоззренческом спектре, и по-прежнему некомпетентность в вопросах гендера в целом и отсутствие формирования гендерной толерантности в частности приносит огромные жертвы на алтарь этой «войны полов», лишая людей возможности повысить качество своей жизни и формирования полноценной личности.

Важнейшими принципами толерантности в отношениях между полами являются следующие:
1.Сотрудничество, дух партнерства между представителями полов, группами;
2. Готовность принимать мнение противоположного по полу партнера, либо партнера, имеющего иное отношение к полоролевым установкам;
3. Уважение человеческого достоинства не зависимо от биологического или социально-культурного пола, половой самоидентификации;
4. Уважение прав другого и права на другое;
5. Принятие другого таким, какой он есть, без априорного наделения его стереотипными недостатками;
6. Способность поставить себя на место другого;
7. Уважение права быть иным;
8. Признание многообразия подходов к половой и гендерной самоидентификации;
9. Признание равенства;
10. Терпимость к иному поведению;
11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
О негативных влияниях отсутствия развития гендерной толерантности могут свидетельствовать эксперименты с моделью раздельного обучения. Исследования данной модели психологами приводит к выводам о том, что такая модель способствует возникновению эффекта группового фаворитизма (эксперимент Тэшфела и Агеева), который выражается в предпочтении своей группы и ее членов только по факту осознанной принадлежности к этой группе даже в тех случаях, когда на то нет достаточных оснований. Этот эффект часто лежит в основе разногласий между группами. Кроме того, отделяя себя и не стремясь к установлению контактов, представители группы оказываются в ситуации ограниченного ресурса (эксперимент Лемэна).

Ситуация ограниченного ресурса способна порождать следующие негативные процессы:
- обострение негативных эмоций;
- усиление враждебных действий между группами;
- распад прежних дружеских связей между людьми, ставшими членами конкурирующих групп;
- рост неадекватности восприятия как конкурирующей группы в целом, так и ее отдельных членов;
- объяснение своих побед "внутренними" причинами (талантом, старанием, взаимопомощью), а поражений "внешними" (происками соперников, неадекватностью судей, неудачными обстоятельствами);
- со стороны "проигравших" часто наблюдается третирование союзников, которые иногда оцениваются даже хуже, чем "победители";
- в группе-аутсайдере ухудшаются личные отношения, растет напряженность, происходит сдвиг в сторону эксплуатации одних членов группы другими и формируется авторитарная структура руководства, которая стремится ограничить "выход" членов своей группы на невраждебные контакты с соперником, нацеленные на сотрудничество.

Позитивные аспекты развития толерантности (в т.ч. гендерной) :
- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов, учет и позитивное использование различий в опыте;
- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по полу или различным признакам, по сексуальности и т.д.;
- служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к полоролевым установкам и легализует их положение с помощью закона (например – альтернативная служба);
- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы личности на основе не детерминированной биологически философии и мировоззрения;
- служит основой для нормализации психологической атмосферы в личной жизни индивидуума, в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);
- формирует и развивает гендерное самосознание;
- обеспечивает позитивную гендерную и социальную самоидентификацию;
- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;
- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия между индивидуумами, представителями групп и опыта человечества в целом;
- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в семье и социуме;
- обеспечивает успешную социализацию не зависимо от биологии;
- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других;
- развивает готовность к общению, сотрудничеству, взаимообогащению и пониманию;
- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;
- создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;
- создает условия для творческого самоутверждения;
- позволяет получить счастье от общения с представителями иного пола и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом;
- повышает качество жизни индивидуума, группы и общества в целом.



Гендерная толерантность – применение в сфере соблюдения прав человека

Толерантность – это мирное сосуществование людей с различной историей, культурой и идентичностью. (Уолцер, Майкл. О терпимости. М., 2000. С.16)

Следуя логике этого определения гендерную толерантность можно охарактеризовать как мирное сосуществование (подразумевая определенную степень взаимопонимания) между мужчиной и женщиной в общественной, экономической, политической сферах и частной/семейной жизни.

В политической сфере это проявляется в создании специальных государственных институтов, программ и стратегий, направленных на достижение «подлинного равноправия» между полами, оказании финансовой помощи женским организациям со стороны руководства страны, муниципалитетов, политических партий (гендерный баланс "50 на 50") по поддержанию баланса полов в органах представительной, исполнительной и судебной власти.

В экономической сфере предпринимается работа по достижению «одинаковой заработной платы за одинаковую работу», а борьба с сегрегацией труда по признаку пола является ключевой темамой гендерного равенства.

Роли в семье также меняются, ведется пропаганда отцовства – создания нового имиджа мужественности (masculinity) через СМИ, чтобы мужчины стали более ориентированы на семью и детей (family- and child-oriented men).

Изменение стереотипов в отношении полов, которое является необходимым условием достижения гендерного равноправия - процесс крайне длительный и сложный. Тот тип взаимоотношений между полами в политической, экономической, общественной и семейной сферах, который превалирует в современной России, можно скорее охарактеризовать как гендерная интолерантность. Так, большинство населения далеко от преодоления гендерных стереотипов, не осознает то, что гендерный аспект/гендерный баланс важен и должен приниматься во внимание. А именно это является основой гендерной толерантности в обществе. Когда явление воспринимается как неоднозначное, открывается пространство для толерантности.

Позитивная черта гендерной толерантности заключается в том, что политическая и экономическая сфера, а также семья становятся ареной переговоров между партнерами – мужчинами и женщинами. С другой стороны, есть еще аспект, отражающий толерантность к сексуальным меньшинствам, также согласованный с идеологией гендерного равноправия. Однако, в этом аспекте необходимо действовать на основании общественного и культурного наследия, взвешенной позиции, а специализированная популяризация гомосексуальных отношений через СМИ может иногда способствовать тому, что гомосексуализм становится социально-культурно созданным и быстро распространяющимся явлением. Тем не менее, важно понимать и то, что наличие «иной» сексуальной ориентации у человека не является поводом лишения его гарантий и прав человека. Этот вопрос мало изучен в сегодняшней России.
Особый акцент имеет гендерная толерантность в призме «иммигрантской проблемы».

Государство с сильными демократическими традициями и уважением к правам человека обычно принимает иммигрантов и беженцев как полноправных граждан страны. Как граждане, они обладают определенными правами и обязанностями, однако, религия, культура и история меньшинства относятся к сфере частной жизни групп. Особенно важно знать, что женщины в «традиционных/мусульманских обществах» относятся к частной сфере и являются агентами в воспроизводстве норм, культуры и религии, что в свою очередь тоже имеет отношение к сфере прав человека, часто порождая коллизии, разрешать которые необходимо с уважением традиций и с пониманием аспектов дискриминации на основе пола, вступающих в противодействие между собой. Передача норм из поколения в поколение и роль женщин как проводников расшатывается. Девушки, хотя и выросшие в традиционной семье, но прошедшие через процесс «новой» социализации в школах (где обязательно должны быть курсы о гендерном равноправии, в т.ч. в семье), через СМИ, общение со сверстниками, часто отказываются служить проводниками старой культуры.
На этом уровне особо проявляется проблема гендерной толерантности. Если бы девушки добровольно выходили замуж только за представителей своей иммигрантской общины, и национальное государство ни коим образом не препятствовало бы этому, то таким образом, оно (национальное государство) признавало бы права иммигрантских обществ на реализацию своей специфики. Гораздо чаще, однако, девушкам-мигранткам семья запрещает встречаться и тем более выходить замуж за представителей новой культуры. В современном национальном государстве право на защиту от подобного принуждения стоит выше семейных ценностей культурного или религиозного меньшинства, т.е. толерантность по отношению к индивидууму преобладает над толерантностью к группе. Здесь вступает в противоречие «уважение культурного разнообразия» и право свободы выбора каждого индивидуума - и женщин и мужчин - , что идет в разрез с понятиями традиционных обществ, где женщина не считается полноправным и независимым индивидом.

Иногда это может оборачиваться трагедией, и необходимо об этом помнить людям, которые призваны РАСПОЗНАВАТЬ подобные тяжелейшие формы дискриминации, порождающие опасные для жизни «гендерные конфликты». Например, недавно в Швеции отец курд убил свою дочь (Fadime Sahindal) за то, что она встречалась с представителем шведского населения. СМИ окрестили это как «убийство ради чести» которое характерно для некоторых культур: убийство дочерей ради спасения чести всей семьи. Преступление может быть (базируясь в том числе на риторике прав человека) преподнесено как проблема «иммигрантской среды» и объясняться «особенностями культуры», но грани очень тонки и недопустимо в риторике СМИ объявлять ВСЕХ представителей данной группы «потенциальными убийцами женщин».

В США юристы, работающие на основе феминистского мировоззрения, неоднократно сталкивались с подобными судебными делами и выступали против объяснения (и тем более оправдания тяжких преступлений) наличием «культурных норм и различий». Многие труды правоведов-феминисток Запада 60х – 90х годов, таких как Р. Гордон (R.Gordon), М.Миноу (M. Minow), К. МакКинон (C.MacKinon), Д.Род (D.Rhode), С.Дэниэлс (C. Daniels), С. Лоу (S.Law), А.Росси (A.Rossi), Дж. Элштайн (J.Elshtain), К.Литтлтон (C. Littleton), Л.Фогель (L. Vogel) и других касаются вопросов юридического аспекта проблемы. На мой взгляд ,их исследовательские дебаты, лежащие в русле дихотомии «симметристской» и «асимметристской» ориентаций (включающих в себя позиции ассимиляции, андрогинии, безгендерности, особых прав, господства мужчин, приспособления и принятия) были бы адекватны для изучения темы. Кроме перечисленных авторов, представляется полезным и использование современных публикаций таких исследовательниц как С.Бенхабиб (S. Benhabib) и Н.Юваль-Дейвис (N.Yuval-Davis) в переведенных на русский язык книгах, не относящихся напрямую к юриспруденции или правам человека, но рассматривающих как примеры случаи судебных практик и родственные темы «гражданства» и «мультикультурализма» в гендерном измерении.

Они утверждают, что это не «особая» культура, а строгая иерархичная система ценностей, подчиняет индивидуума интересам группы» и лишает возможности быть защищенной не только с позиций фундаментальных прав человека, но и правовой системы государства, когда оно «нечувствительно» к вопросам гендера. Этот случай, конечно, является примером экстремального проявления нетерпимости, но есть еще и другие, хоть и более «мягкие по форме», однако не позволительные по возможным последствиям, как например принуждение к замужеству, «воровство невесты» и т.п. до сих пор встречающиеся в практиках некоторых коренных народностей и в нашей стране.

Толерантность со стороны национального государства к иммигрантским обществам и их традициям должна сочетаться с толерантностью к нормам и стилю жизни в государстве, куда они прибыли. Различные группы и/или индивиды должны иметь возможность мирного сосуществования, но это не означает, что следует мириться с любыми реально существующими или вообразимыми различиями.


Библиография к теме:

Исследования отечественных ученых по вопросам толерантности: В.А. Тишкова, А.Г. Асмолова, Г.В. Безюлевой, Г.М. Шеламовой, А.М. Байбакова, В.В. Шалина, С.Д. Сивачок, В.С. Кукушина, З.Ф. Мубиновой и др. Подходы отдельных ученых к проблеме формирования толерантности (В.А. Тишков - толерантность как социальная норма, социальная ценность и принцип межличностного взаимодействия, А.Г.Асмолов Психология личности).

Правовые документы, регламентирующие внедрение идей толерантности в практику:
"Декларация принципов толерантности", "Федеральная программа по профилактике экстремизма и терроризма", "Конституция РФ", "Конвенция о правах ребенка", "Всеобщая Декларация прав человека", «Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин» Провозглашена ГА ООН 7 ноября 1967 г.; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята ГА ООН 3 декабря 1986 г и другие.

Иные полезные публикации:
Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987, №2, с. 152-158.

Антология гендерных исследований. Сб.пер. / сост. И комментарии Е.И.Гаповой и А.Р.Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

Бенхабиб С. Притязания культуры. – М: Логос, 2003.

Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Тверь, 1999.

Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб.,1998.
Кон И.С. введение в сексологию. М., 1999.

Мацковский М.С. Идеология толерантности как составная часть культуры мира// Безопасность Евразии. – №2 – 2001. – С.391-380

Словарь гендерных терминов /Под ред. А.А.Денисовой/ М.: Информация – XXI век, 2002.

Толерантность как фактор устойчивого развития современной цивилизации: материалы Международной конференции омбудсманов / Сост. Ю.А.Егоров. Под. ред. Р.Г.Вагизова. – Казань: Казанский ун-т, 2005.

Хрисанова С.Ф. Быть любимыми – прозрение нового времени: женщина и мужчина в общественной и семейной жизни. Специальный выпуск // Всеукраинский журнал «Панна». Харьков, 1998. №2. С.22-23.

Чикалова И., Янчук Е. Гендер: введение в понятие \\ Иной взгляд: Междисциплинарный альманах гендерных исследований.-Минск: БГПУ,2002, С.60-61.

Юваль-Дейвис Н. Гендер и нация. – Elpa, 2001.




@ Барандова Т.Л. СПб Центр "Стратегия"





Опубликовано - Барандова Татьяна, 19.09.2006, 23:40
Последний редактор - Барандова Татьяна, 19.09.2006, 23:43
<< Август >>
<< 2022 >>
ВсПнВтСрЧтПтСб
  1 2 3 4 5 6
7 89 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Заголовок, название:
Искать текст:
Тип документа:
Создан (дд/мм/гггг):
c  
по  
Изменен (дд/мм/гггг):
c  
по  
Программа:
Проект:
Синтаксис запроса:
[признак 1] "И" [признак 2]...
 
Тематические ресурсы Центра "Стратегия":
www.ombu.ru - "Региональный омбудсман"
www.transparentbudget.ru - "Прозрачный бюджет"
© СПб центр "Стратегия". Санкт-Петербург, Измайловский просп. 14/25, офф. 411, тел. +7(812)3164822 тел./факс +7(812)7126612, strateg@strateg.spb.su
sys-admin - admin@strateg.spb.su  web-master - Дмитрий Антонюк
Для партнеров и web-админов: правила обмена баннерами и ссылками.
Hosted by La Casta

Warning: mysql_close() expects parameter 1 to be resource, object given in /sites/strategy-spb.ru/index.php on line 3102