5.3. Сетевое дистанционное обучение и его возможности для повышения квалификации сотрудников аппарата Уполномоченных (М.Мбого)
5.3. Сетевое дистанционное обучение и его возможности для повышения квалификации сотрудников аппарата Уполномоченных
В последние годы реализация образовательных программ, использующих технологии сетевого дистанционного обучения начинает переходить из стадии экспериментов и пилотных проектов в стадию регулярной деятельности в том числе и в России. необходимо отметить, что в конце 2002 года в российское законодательство об образовании были внесены изменения, которые создают нормативную основу для использования технологий дистанционного обучения в образовательном процессе.
Что такое дистанционное обучение? Дистанционное обучение – это специфическая технология обучения, в которой преподаватель и студенты разделены во времени и пространстве. В частности, всем хорошо известное заочное обучение и телевизионные курсы (учебное телевидение) используют технологии дистанционного обучения. Развитие Интернета стимулировало активность образовательных учреждений по применению возможностей сетевых технологий в обучении.
В качестве одного из существенных преимуществ дистанционного обучения (ДО) обычно отмечается возможность учиться в индивидуальном режиме, самостоятельно выбирая время и место обучения (Кузнецов, Баранов). Однако это не означает абсолютную свободу, т.к. необходимо придерживаться учебного плана и соблюдать график промежуточных мероприятий (тестирование, подготовка письменных работ и т.п.). Во всех странах мира наблюдается рост числа студентов, обучающихся дистанционно, растет и число учебных заведений, использующих ДО в своем учебном процессе; создаются международные и региональные образовательные консорциумы.
В зависимости от типа используемой технологической поддержки дистанционного обучения выделяются три основные группы ДО:
- обучение с использованием кейс-технологий;
- видео-обучение;
- сетевое дистанционное обучение.
При использовании кейс-технологий учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения а учебный центр предоставляет учащимся возможность периодически обращаться к преподавателям-консультантам (тьюторам). В частности, к данной группе можно отнести традиционную форму заочного обучения. Заочное обучение с использованием обычной почтовой связи существует уже более столетия. Считается, что при достаточной мотивации студент в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин. Этот подход встречает возражение со стороны классических университетов, которые высказывают опасения, что отсутствие постоянного контакта с преподавателем и взаимодействия в учебной группе не позволяет получить качественное образование.
Видео-обучение основано на использовании телевизионных технологий в различных модификациях. В 50-60-х годах после того как телевидение приобрело широкое распространение, оно стало использоваться в учебных целях (научно-популярные и учебные программы, лекции выдающихся ученых и педагогов). После появления бытового видео начали создаваться видео-курсы. Эта разновидность видео-обучения показала свою эффективность в сфере изучения иностранных языков. Видеокассеты стали входить во многие комплекты учебных материалов (кейс-технологии).
Появление и широкое распространение спутникового телевидения привело к развитию спутникового видео-обучения, когда учащийся подписывается на специальный образовательный канал, сопровождаемый учебным заведением, просматривает учебные передачи, лекции профессоров, получает задания, выполняет тесты и отправляет результаты своих ответов в учебный центр по электронной почте.
Расширение каналов Интернета позволило начать отрабатывать использование технологий видеоконференцсвязи для организации отдельных учебных мероприятий (семинаров, лекций) в рамках как программ дистанционного, так и обычного очного обучения.
Сетевое дистанционное обучение предполагает использование специальных информационных систем, обеспечивающих не только доступ слушателей к учебным материалам, средствам общения, тестам и вспомогательной информации, но и средства управления учебным процессом. Часто такие системы называют «виртуальными университетами». Рынок подобных систем активно развивается, разрабатываются стандарты, обеспечивающие возможность передачи курсов из одной системы в другую. Тем самым создаются консорциумы учебных заведений, ориентированные на взаимное использование учебных курсов, и довольно часто речь идет и о привлечении преподавательского состава партнерских университетов. Использование сетевых технологий делает реальностью широкое межрегиональное и международное сотрудничество учебных заведений и создает потенциальную возможность для более широкого использования уникального педагогического потенциала классических университетов.
Сетевое дистанционное обучение реализуется как на базе интернет-технологий (глобальные сети), так и интранет-сетей (локальные компьютерные сети предприятий или учебных заведений). При этом зачастую в качестве вспомогательных учебных материалов используются локальные ресурсы (мультимедийные учебные пособия, энциклопедии на компакт дисках или расположенные на сервере локальной сети). Такая комбинированная технология дистанционного обучения называется Web-CD. Можно сказать, что это специфическая комбинация кейс-технологии и сетевого дистанционного обучения. Слушатель при зачислении на курс получает комплект (кейс) в который входит набор CD с учебными материалами, инструкциями и руководствами, а также иногда со специальным программным обеспечением, которое он устанавливает на своем компьютере. Соответственно все модули курса, где нет необходимости взаимодействия с преподавателем, учебной группой или администрацией учебного заведения слушатель имеет на своем компьютере, а интерактивная часть курса находится в системе дистанционного обучения, располагаемой на сервере учебного центра. Это позволяет, с одной стороны, оптимизировать частоту использования Интернета (что снижает затраты слушателя), с другой - позволяет в полной мере использовать возможности мультимедиа-технологий при конструировании учебных материалов. Широкое применение мультимедиа, особенно видео, при использовании только интернет-технологий пока существенно ограничено пропускной способностью каналов связи.
Дистанционное обучение в России. Задача создания системы дистанционного обучения в России была поставлена еще в 1993 г., однако уровень телекоммуникационной оснащенности российских вузов тогда еще не соответствовал этим задачам. В стране только начинались работы по созданию научно-образовательной телекоммуникационной инфраструктуры. В конце 1995 года Миннауки РФ, Госкомвузом РФ, Российским фондом фундаментальных исследований и Российской Академией Наук была сформирована Межведомственная программа “Создание Национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы (1995-1998 годы)”. Начали развиваться как общероссийские сети (RUNNet, RBNet), так и региональная научно-образовательная телекоммуникационная инфраструктура. Значительный вклад внесла и программа “Интернет” Института “Открытое общество” (фонд Сороса). В ходе реализации этой программы в 33 российских университетах на средства фонда были оборудованы интернет-центры, которые за счет российского Правительства были подключены в Интернет.
В 1997 года под эгидой Минобразования РФ начался эксперимент в области дистанционного обучения. К 2000 г. появился опыт, выявились проблемы, особенно в сфере нормативно-правового обеспечения информационных и педагогических технологий дистанционного обучения. Большинство участников этого эксперимента подчеркивали необходимость регулирующей роли государства. В конце 2000 года началось формирование межвузовской научно-технической программы "Создание системы открытого образования" (Открытое…, 2000; Основы…, 2002) и уже в апреле 2001 года более 70 университетов России при поддержке Минобразования РФ учредили некоммерческое партнерство образовательных и научных организаций "Российский открытый университет".
Курс ДО для сотрудников аппаратов Уполномоченных. При подготовке курса повышения квалификация сотрудников аппаратов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ было решено использовать технологии сетевого дистанционного обучения. Этот отдельный сегмент проекта был реализован в результате совместной деятельности Центра “Стратегия” и Междисциплинарного центра дополнительного профессионального образования СПбГУ.
В ходе реализации этого пилотного проекта решались следующие задачи:
- реализация в системе дистанционного обучения курса повышения квалификации сотрудников аппаратов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;
- обучение трех групп слушателей в очно-заочной форме (очные семинары и последующее дистанционное обучение, итоговая очная аттестация);
- отработка новых методов и технологий обучения (синхронные и асинхронные интерактивные семинары-форумы, тесты, коллективная работа по обсуждению и доработке различных документов и т.п.);
- выработка рекомендаций по совершенствованию курса дистанционного обучения и создания методической базы для перевода этого локального проекта из пилотной в стадию реализации регулярной учебной программы повышения квалификации сотрудников аппаратов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.
В ходе подготовки к реализации проекта создания курса дистанционного обучения для повышения квалификации сотрудников аппаратов Уполномоченных по правам человека было принято решение не разрабатывать своими силами программное обеспечение для поддержки функционирования курса, а использовать один из специализированных программных комплексов ("конструкторов") систем дистанционного обучения. Был проанализирован также опыт создания курса дистанционного обучения муниципальных работников в 2000-2001 гг. (проект по разработке курса дистанционного обучения “Стратегическое управление муниципальным образованием” был поддержан фондом Евразия, исполнители – кафедра государственного и муниципального управления и Междисциплинарный центр СПбГУ (Курс.., 2001))). В качестве базового инструмента для реализации курса использовалась среда WebCT (Web Course Tools).
Из всего диапазона возможностей, предоставляемых WebCT, в данном курсе были задействованы следующие:
- был создан гипертекстовый учебник: учебные материалы структурированы, реализована иерархическая структура навигации по учебнику;
- создан набор тестов для обеспечения возможности самостоятельной проверки знаний учащимися;
- организован форум для обсуждения (с использованием этой технологии были проведены три синхронных интерактивных семинара в ходе которых преподаватели и слушатели обсуждали различные аспекты деятельности аппарата уполномоченных по правам человека);
- организован стандартный модуль, обеспечивающий поиск информации в курсе по ключевым словам.
Однако этот пилотный проект выявил ряд трудностей и проблем, как технологических, так и организационно-методических. В частности существенные трудности в его реализации были связаны с необходимостью освоения англоязычных интерфейсов системы. Причем даже частичная русификация, которая была осуществлена в ходе работы по проекту, не могла изменить ситуацию принципиально. Стало ясно, что для продолжения работ в этом направлении необходимо провести сравнительный анализ нескольких систем и выбрать базовую для дальнейшего развития курса ДО.
Следует отметить, что в Междисциплинарном центре СПбГУ в течение нескольких лет прошли апробацию несколько таких программных комплексов, в частности WCB, WebCT, Lotus Learning Space, в настоящее время осуществляется тестирование двух русскоязычных систем eLearning3000 (разработка компании ГиперМетод, Санкт-Петербург) и VLE (Virtual Learning Environment, разработка Института Всемирного банка). Происходит также освоение методических и программно-технологических разработок, которые осуществляются в настоящее время в рамках системы Открытого образования (Открытое…, 2000).
Развитие курса ДО и реализация регулярной учебной программы повышения квалификации с использованием интернет-технологий позволит также создать систему интерактивного консультирования и обмена опытом между сотрудниками аппаратов Уполномоченных по правам человека в субъектах федерации. Это выходит за рамки образовательного процесса, однако постепенно может стать основой для развития не только образовательных, но и других проектов требующих многосторонних горизонтальных связей и текущего взаимодействия распределенного коллектива.