Санкт-Петербургский гуманитарно-политолигический центр "Стратегия"
 INDEX  
НОВОСТИ  
АНОНСЫ  
ПРОГРАММЫ  
ДОКУМЕНТЫ  
БИБЛИОТЕКА  
ИССЛЕДОВАНИЯ  
ПЕРСОНАЛИИ  
ПАРТНЕРЫ  
ДИСТ. ОБУЧЕНИЕ  
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ  
ССЫЛКИ  
О НАС  
 
Экспертный совет при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ.

Страничка АНО "Содружество"
Внимание! Материалы сайта старой редакиции находятся здесь.


OMBU.RU - Уполномоченные по правам человека в РФ
Программа "Прозрачный бюджет" Публичная политика в сфере мягкой безопасности и демократического развития: Балтийское измерение
Роль правозащитных некоммерческих организаций в принятии государственных решений и влиянии на общественное мнение
Российская Ассоциация Политической Науки
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, Санкт-Петербургский филиал
Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области
ПолитНаука™ - политология в России и мире
Фонд Исследования Мнений
Всероссийский гражданский конгресс
Балтийский исследовательский центр
Центр интеграционных исследований и проектов


Исследовательская группа ЦИРКОН
Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

PASOS

Институт развития прессы-Сибирь
Права человека в России
Московская Хельсинкская группа

Журнал ПОЛИТЭКС - политическая экспертиза




  Архив документов и публикаций

Вернуться Распечатать

1.10. Институт Канцлера Юстиции Эстонии (Аллар Йокс)

КАНЦЛЕР ЮСТИЦИИ КАК ОМБУДСМАН

Эстонский опыт


1. Кто такой канцлер юстиции?


В качестве вступления представлю цитату из жалобы одного гражданина. В этой жалобе канцлеру юстиции делается намек на универсальное средство определения соответствия закона конституции: "Если у человека при случайной встрече с полицейским сжимается сердце от страха, то с полной ответственностью можно утверждать, что принятые законы не находятся в соответствии с конституцией или основным законом".

Канцлер юстиции в своей деятельности является независимым должностным лицом, который следит за обеспечением конституционных прав и свобод лиц со стороны государственных учреждений, осуществляет надзор за соответствием конституции и законам правообразующих актов законодательной и исполнительной государственной власти, а также местных самоуправлений.

Следовательно, конституция определила компетенцию канцлера юстиции следующим образом.

Во-первых, канцлер юстиции разрешает жалобы в отношении работы государственных учреждений или служащих, то есть так называемые случаи неверного управления или администрирования, когда так называемым единичным актом или действием нарушены конституционные права или свободы лиц. По существу это задачи омбудсмана.

Во-вторых, канцлер юстиции осуществляет надзор за соответствием конституции и законам парламентских законов и зарубежных соглашений, президентских указов, а также постановлений и определений правительства, министров и местных самоуправлений.

Правовое положение канцлера юстиции позволяет оказать воздействие как на качество законотворчества, так и управленческую практику государства и местных самоуправлений, а также обеспечить защиту конституционных прав и свобод лиц.

2. Как обеспечивается независимость канцлера юстиции?

В соответствии с конституцией и законом о канцлере юстиции, канцлер юстиции обладает многими юридическими гарантиями, которые обеспечивают его независимость. Он не подчиняется ни одному государственному служащему. Канцлера юстиции по предложению Президента республики назначает в должность Парламент (Рийгикогу) сроком на семь лет. Свою лояльность перед Рийгикогу канцлер юстиции подтверждает должностной присягой и после этого вступает в должность. Канцлера юстиции нельзя освободить от должности по политическим причинам, он отстраняется от должности лишь в день вступления в силу обвинительного приговора суда за умышленно совершенное преступление или со дня вступления в силу обвинительного приговора суда за совершенное по неосторожности преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

3. Канцлер юстиции как первая инстанция конституционного суда.

Какова роль канцлера юстиции при надзоре за основными (конституционными) правами?

3.1. Обеспечение закономерной деятельности законодательной власти государства. Целью является формальное соответствие правообразующих актов конституции и другим вышестоящим актам.

3.2. Обеспечение соответствия правообразующих актов смыслу конституции (ценностям и принципам). Канцлер юстиции параллельно с конституционным судом является толкователем конституционных ценностей, а также и их создателем. Хотя и заключительное слово отводится здесь суду, все же крайне важно отметить, что связь канцлера юстиции с издателем акта является более непосредственной – валеологические конституционные аргументы можно приводить и без вмешательства суда, если издатели актов примут во внимание соответствующие предложения канцлера юстиции. Вторым плюсом является то обстоятельство, что в отличие от Государственного суда канцлер юстиции может действовать здесь по собственной инициативе. Государственный суд ограничен предъявлением ходатайства и соответствующими рамками.

3.3. Канцлер юстиции как лицо, решающее вытекающие из конституции споры или предлагающее им решения. На практике об этой роли можно говорить, к примеру, при представлении ответов на запросы членов Парламента.

3.4. Канцлер юстиции наделен по конституции правом участия с правом слова на заседаниях Парламента или Правительства республики. Прежде всего, здесь можно говорить о предварительной проверке правообразующих актов. В каком объеме и каким образом следовало бы выполнять данную функцию? С одной стороны, канцлер юстиции не может являться юристом этих органов, а с другой же стороны, подобная предварительная проверка исключила бы последующий дополнительный контроль.

4. Канцлер юстиции как омбудсман. Какова роль омбудсмана?

Омбудсман является посредником и советником между государством и человеком. Конфликты между человеком и государством, человеком и государственным служащим в конечном итоге приводят к социальному отчуждению. Самой общей целью омбудсмана считаю инициирование и сохранение диалога между государственным служащим и гражданином или другими словами, предотвращение отчуждения между ведомством и человеком.

4.1. Омбудсман как лицо, указывающее на недостатки, как лицо, ликвидирующее неверное управление или администрирование и восстанавливающее права. Целью является правомерная и служащая на благо людей деятельность всех государственных учреждений и служащих.

Во многих поступивших к канцлеру юстиции жалобах подразумевалось не прямое противозаконное деяние или допущенные должностными лицами правонарушения, а именно неверное управление или администрирование. Неверное управление или администрирование не обязательно является правонарушением, но тем не менее находится в противоречии с общепризнанными правилами и нормами поведения. Смысл неверного управления или администрирования очень широк, под этим подразумевается отрицание доброй управленческой практики и обычаев – невыполнение рабочих обязанностей, небрежность, необоснованное волокита, халатность, неследование процедурным правилам, невежливое поведение, нечестность, предвзятость, дискриминация, злоупотребление властью, некомпетентность, представление неверной информации, отказ от дачи информации и т.д. Другой раз для жалобщика гораздо более существенным нежели результат, является сам ход административного производства, его транспарентность, обоснованность и проведение в соответствии с добрыми управленческими обычаями.

4.2. Омбудсман как наставник и помощник государственных служащих. Указывает внимание на типичные ошибки, проводит обучение для государственных служащих. Омбудсман может обратить внимание ( в том числе и публично) и на правомерные деяния государственных служащих, поставив его другим в пример.

4.3. Омбудсман как так называемая стена плача, к которой люди могут обращаться с различными проблемами. Зачастую омбудсман является единственным представителем государственной власти, который выслушивает проблемы человека.

4.4. Омбудсман как лицо, предлагающее решения в части государственного управления, а не только как ликвидатор и критик неверного управления (администрирования).

5. Пути развития ведомства канцлера юстиции

5.1. Эффективность

Ведомство канцлера юстиции при осуществлении функции омбудсмана должно действовать эффективно. Правоохранительные функции разумны лишь тогда, когда они осуществляются бережно, действенно и влиятельно. Исходя из этого, при развитии института омбудсмана главными приметами являются – быстрота производства, мера доступности правовой защиты и признание деятельности омбудсмана напрямую связанными с делом лицами и обществом. В положении, когда судебный контроль прав и свобод требует материальных затрат и времени, все больше и больше жалоб должно приходить в ведомство канцлера юстиции. Лишь в том случае производство можно считать достаточно быстрым, когда с течением времени решение не обесценивается. В определенных случаях омбудсман должен возбудить производство по собственной инициативе, не дожидаясь соответствующего заявления. Таким образом можно также обеспечить право на представление жалоб для лиц с ограниченными правами (места лишения свободы, силы обороны) и право на обжалование для тех лиц, которые не в состоянии оценить, нарушены ли их права или нет.

Отказаться следует от выполнения задач, которые по своей сути не относятся к сфере деятельности омбудсмана, как например, оказание правой помощи.

5.1.1. Недостаточная доступность правовой помощи.

При выполнении функций омбудсмана для Эстонии характерно большое количество лиц, для которых правовая помощь недоступна в финансовом плане, и которые в связи с этим не обращаются в суд для защиты своих прав. Зачастую они не в состоянии дать оценку тому, нарушены ли их права. Из представленных в 2001 году канцлеру юстиции жалоб в 70 % случаях содержалась просьба о разъяснении закона. Оказание правой помощи, однако, не является задачей омбудсмана и начинает препятствовать выполнению основных задач. Решение видится в задействовании действенной и действующей системы правовой помощи. Одним из подобных решений может стать сотрудничество канцлера юстиции с различными проектами по оказанию бесплатной правовой помощи или т.н. "правовые клиники".

Рост правовых знаний
Очень важным является разъяснение людям конституции и вытекающие из конституции сложные правовые взаимоотношения и обязанности. В более длительной перспективе можно было бы предусмотреть и издание брошюры "Мои конституционные права".

5.2. Нормативный контроль и объединение функции омбудсмана

Канцлер юстиции дольжен борется с последствиями а не причинами. Вследствие этого крайне важным является выяснение того, как стало возможным нарушение конституционных прав. Для этого все более необходимо связывать так называемый нормативный контроль правовых актов и разрешение конкретных жалоб и заявлений. Тогда в результате соответствующего анализа можно сделать необходимые обобщения относительно действия правовых актов, а также в части их изменения или дополнения. К примеру, на основании обобщений, составленных после посещения двух детских учреждений, канцлер юстиции внес предложение министру образования и министру по социальным вопросам относительно дополнения и уточнения правовых актов, регулирующих соответствующую область.

5.3. Не дублировать государственный надзор

Следует способствовать эффективному изменению деятельности институтов надзора и контроля, в том числе в области внутреннего контроля. Канцлер юстиции не должен дублировать государственный надзор, но вместе с тем, однако, своими действиями, своим авторитетом он должен способствовать эффективному функционированию контрольного механизма. Существенным является не только создание гармонизирующей правовой среды, а равно и установление контрольных механизмов или демократичных процедур, предусмотренных для решения споров и предназначенных для фактической защиты прав и свобод граждан.

5.4. Расширение компетенции канцлера юстиции

Контроль омбудсмана должен расширяться на весь публичный сектор, то есть это означает, что омбудсман должен следить за законностью осуществления публичного права, а равно и за качеством оказания публичных услуг. Чтобы дать оценку уровню обеспечению конституционных прав, должны быть разработаны стандарты конституционных прав в области управления каждого правительственного учреждения, а также и стандарты в части оказания публичной службы. Одной наиболее важной областью должно стать предоставление общих инструкций со стороны канцлера юстиции управленцам. Целью является обеспечение единого применения правовых актов в различных государственных учреждениях. И человек ждет от государства унифицированного решения по схожим проблемам. Это являет собой один из главных принципов при защите прав отдельного лица. Все это предполагает обобщение, анализ, а также доступность решений. Необходимо разработать и ввести в действие кодекс о добрых управленческих (административных) обычаях.

При обширной передаче функций публичного сектора частному сектору задача омбудсмана заключается в наблюдении за обеспечением прав лиц в этих процессах и после того, как функции государства перейдут к частному сектору.

В части видений будущего можно еще отметить и то, что в международном плане наблюдается тенденция в части укрепления роли института омбудсмана, и прежде всего в объединении омбудсманов различных специальностей в один институт. Фактическим выходом деятельности омбудсмана является рекомендация, исполнение которой обеспечивается лишь его авторитетом. Объединение различных областей поможет экономнее использовать государственные ресурсы и сказывается положительно и обобщающее на качестве работы омбудсмана.

5.5. Доступность омбудсмана

Чтобы сделать более доступной для людей связь с омбудсманом, я открыл четыре региональных бюро советника омбудсмана в различных частях Эстонии. Благодаря такому методу, почти что вся Эстония покрыта региональными советниками.

Раз в год проводятся многодневные выезды в уезды, в которых кроме канцлера юстиции участвуют также его советники. В течение этого времени проверяется работа государственных учреждений и проводится прием граждан. Регулярно проводятся выезды и в так называемые закрытые учреждения (силы обороны, тюрьмы, психиатрические больницы).

Деятельность омбудсмана является результативной лишь тогда, когда он сотрудничает и с третьим сектором (к примеру, различные организации по защите прав детей, объединения по правам человека, представительства меньшинств). В сотрудничестве с третьим сектором в августе сего года канцлер юстиции провел круглый стол, в ходе которого внимание было сосредоточено на насилие в школах. Результатом работы круглого стола стали предложения канцлера юстиции соответствующим государственным органам, органам местных самоуправлений, высшим учебным заведениям относительно того, как ограничить школьное насилие.

В прошлом году канцлер юстиции сосредоточил свое внимание на закрытии малых школ и на то, как закрытие малых школ становится опасным для конституционного права на образование.

5.6. Предание гласности

Канцлер юстиции может действовать результативно, если его деятельность нашла признание со стороны общества. Это в свою очередь предполагает, что в сознании общества закрепилось понятие об институте канцлера юстиции, его компетенции и возможностях защищать свои права с помощью канцлера юстиции. Деятельность канцлера юстиции должна быть транспарентной и обоснованной, лишь в этом случае ему гарантируются доверие и авторитет. В то же время излишнее общение с общественностью может повлечь за собой необоснованные, повышенные надежды в отношении канцлера юстиции.

5.7. Формирование новых основных (конституционных) прав

Омбудсман должен участвовать в реформировании классических конституционных прав в меняющейся технологической и социальной среде, а также в формировании новых, только что складывающихся основных (конституционных) прав. В системе права омбудсману всегда легче выйти с новой, инновационной идеей чем, скажем, суду.
Омбудсман не связан настолько с языком юристов, образом их мышления. Он менее обязан проводить некоторые процессы традиционным способом. Гибкость, в том числе и в правовом мышлении, является существенной частью деятельности омбудсмана. С другой же стороны, как государственный институт, он может действовать лишь в существующей политическо-правовой культуре, отдавая дань уважения правовым традициям.

5.8. Выполнение функции омбудсмана не может быть направлено только на юриста или сверх легализировано

В своей практике я понял, что проблемой правовой системы Эстонии является излишняя ориентация на юриста. С учетом этого, все советники канцлера юстиции не должны являться юристами, а скорее им надлежит быть признанными специалистами в иных областях. Это позволило бы обеспечить не только узко юридический подход проблемам людей.

5.9. Как провести границу между политикой и правом?

Канцлера юстиции зачастую обвиняют во вмешательстве в политику. Где провести черту между правом и политикой? Как избежать политизации института канцлера юстиции. С учетом компетенции канцлера юстиции вопрос является очень существенным. И без слов ясно, что канцлер юстиции не может действовать способом, который можно было бы воспринимать как подвергнувшийся политическому воздействию. И тут же следует отметить, что проведение такой черты гораздо легче в теории, чем на практике. Это серая зона, особенно если в сфере наших действий окажутся социально-экономические права.

Заключение

Оправдано ли объединение ролей лица по осуществлению надзора за конституционными правами и омбудсмана для канцлера юстиции?

Разобщение ролей канцлера юстиции и омбудсмана на данный момент было бы преждевременным, поскольку при решении проблематической области канцлер юстиции может пользоваться средствами конституционного надзора, Одновременно исключены возможные противоречия между канцлером юстиции и омбудсманом в части толкования законов и в вопросе понимания права. Регулирующие деятельность канцлера юстиции правовые акты в настоящее время позволяют выполнять возложенные на канцлера юстиции задачи и существенное изменение (к примеру, создание отдельно стоящей должности омбудсмана) может иметь место тогда, когда в этом появится необходимость. В данный момент я такой необходимости не вижу.

Канцлеру юстиции доверено хранение и защита очень существенных ценностей.

Право создается и применяется для достижения справедливости. Чтобы право было справедливым, его необходимо пропустить сквозь сердце, несмотря на то, что иногда это может оказаться очень болезненным. Для этого канцлер юстиции должен обладать социальным нервом, который бы обеспечил защитное равновесие как ожиданий общества, так и основных (конституционных) прав человека. Законность – это не цель сама по себе, она является лишь одним, хотя и очень существенным средством для достижения намеченных целей.

Применение права осуществляется в социальной среде и необходимо считаться с происходящим в ней.

Ведь государство и право призваны служить человеку, а не наоборот.


Автор - Аллар Йокс, Канцлер Юстиции Эстонии


Опубликовано - Сунгуров Александр, 14.02.2004, 07:36
Последний редактор - Цымбалова Наталья, 29.03.2004, 05:15
<< Август >>
<< 2022 >>
ВсПнВтСрЧтПтСб
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Заголовок, название:
Искать текст:
Тип документа:
Создан (дд/мм/гггг):
c  
по  
Изменен (дд/мм/гггг):
c  
по  
Программа:
Проект:
Синтаксис запроса:
[признак 1] "И" [признак 2]...
 
Тематические ресурсы Центра "Стратегия":
www.ombu.ru - "Региональный омбудсман"
www.transparentbudget.ru - "Прозрачный бюджет"
© СПб центр "Стратегия". Санкт-Петербург, Измайловский просп. 14/25, офф. 411, тел. +7(812)3164822 тел./факс +7(812)7126612, strateg@strateg.spb.su
sys-admin - admin@strateg.spb.su  web-master - Дмитрий Антонюк
Для партнеров и web-админов: правила обмена баннерами и ссылками.
Hosted by La Casta

Warning: mysql_close() expects parameter 1 to be resource, object given in /sites/strategy-spb.ru/index.php on line 3102