Открытость власти: разработка, внедрение форм и механизмов общественного диалога, Красноярск (Материалы к антикоррупцонной конференции-2002)
Название проекта: "Открытость власти: разработка, внедрение форм и механизмов общественного диалога"
Руководитель проекта: Иванова Лидия Васильевна, к.ф.н., заместитель начальника главного управления кадров, муниципальной службы и организационной работы администрации города Красноярска (E-mail: Ivanova@admkrsk.ru).
Основная цель проекта: предупреждение и профилактика коррупции в системе муниципального управления города Красноярска и других городов Красноярского края.
Основные направления проекта: разработка положений о муниципальном заказе, профессионально-общественной экспертизе городских программ, предложений к оптимизации муниципального управления (деятельности общественной приемной города, управленческому инструментарию);
создание региональной общественной коалиции, заинтересованной в повышении роли местных сообществ в управлении городами Красноярского региона;
распространение методик и материалов об участии граждан в местном самоуправлении: организации открытого конкурса в рамках муниципального заказа, организации общественных слушаний, профессионально-общественной экспертизы, конкурсов проектов на предоставление муниципального гранта, о профессиональной этике муниципального служащего. Для этого запланировано проведение межрегиональной конференции, региональных проектных семинаров, издание методических сборников, подготовка предложений по повышению эффективности муниципального управления;
институциональное оформление механизмов участия граждан в местном самоуправлении, разработанных в рамках проекта "Разработка механизмов участия граждан в местном самоуправлении, как один из способов предупреждения коррупции", в практике деятельности органов городского самоуправления.
Достижения: Расширилась коалиция заинтересованных в реализации задач проекта лиц. Среди них – сотрудники администраций Красноярского края, городов края. В проект включились студенты Красноярского государственного университета и Красноярского государственного технического университета, часть участников конкурса на предоставление муниципального гранта, общественность других регионов и городов (Алтайского края, городов Назарово, Канска, Лесосибирска и др.).
Происходит институциональное закрепление ряда наработанных механизмов в практике муниципального управления. Например, проведение конкурсов на предоставление муниципальных грантов общественным организациям на реализацию социально-значимых городских проектов управлениями администрации города: управлением социальной защиты населения, комитетом по делам молодежи.
Создание минимально необходимой нормативно-правовой базы для обеспечения прав граждан на участие в местном самоуправлении: разработка положений о муниципальном заказе, профессионально-общественной экспертизе, муниципальном гранте, общественных слушаниях.
Появились новые проектные линии в деятельности группы проекта. Идеи открытости власти, необходимость разработки форм и механизмов общественного диалога получают все большее распространение не только через деятельность по плану проекта, но и через другую деятельность рабочей группы (разработку проекта программы развития местного самоуправления в Красноярском крае, городскую образовательную программу "Муниципальный менеджмент", конкурс "Кадровый резерв города", Межрегиональную школу кадрового резерва, студенческий форум города Красноярска, городскую школу актива для старшеклассников и т.д.). В проекте программы развития местного самоуправления в Красноярском крае предусматривается запуск и реализация нескольких подпрограмм и проектов, напрямую связанных с развитием гражданских форм местного самоуправления.
Наработка аналитических материалов по состоянию муниципального управления: анализ задач, функций управлений, департаментов администрации города и квалификаций муниципальных служащих города.
Появление целостной программы действий по развитию местного самоуправления в Красноярском крае (разработан проект программы развития местного самоуправления в Красноярском крае).
Трудности: Медленное изменение представлений муниципальных служащих о своих задачах в современный период, соответственно, недостаточно оперативное внедрение в практику муниципального управления современного управленческого инструментария механизмов. Это создает трудности с внедрением наработанных форм и механизмов в практику муниципального управления.
Недостаточная заинтересованность общественных организаций в участии в местном самоуправлении (неиспользование ими наработанных по проекту форм, например, такой формы, как общественные слушания).
Мероприятия и результаты реализации проекта
Акции, мероприятия, проекты Разработка нормативных актов, предложений
Положение о профессионально-общественной экспертизе
Положение о муниципальном заказе
Положение о принципах и формах взаимодействия администрации города с населением
Предложения по оптимизации деятельности общественной приемной
Предложения по корректировке программы "Направления социально-экономического развития города Красноярска до 2006 года"
Схема анализа муниципального управления
Общие результаты реализации проекта Формируется новое видение муниципальными служащими задач, функций администрации города, их собственных функций в современный период
Расширение масштаба деятельности группы (Алтайский край, города Красноярского края): внедрение в практику деятельности ряда муниципальных образований края механизмов участия граждан в местном самоуправлении
Внедрение в практику муниципалитета новых форм деятельности, проектной культуры
Начата отработка технологии внедрения эффективных механизмов муниципального управления в практику муниципалитета
Профессиональный рост членов проектной группы (поступление в аспирантуру, избрание депутатом Законодательного Собрания, включенность в новые региональные проекты, зарубежные стажировки)
Трудности Медленное изменение представлений муниципальных служащих о своих задачах в современный период, соответственно, недостаточно оперативное внедрение в практику муниципального управления современного управленческого инструментария Это создает трудности с внедрением наработанных форм и механизмов в практику муниципального управления.
Недостаточная заинтересованность общественных организаций в участии в местном самоуправлении (неиспользование ими наработанных по проекту форм, например, такой формы, как общественные слушания)
Другие проектные линии Кадровый резерв города и Школа кадрового резерва
Городская образовательная программа для муниципальных служащих, ориентированная на современные компетентности, квалификации муниципальных служащих
Мегапроект "Современные технологии управления"
Аттестация муниципальных служащих
Проведение сравнительного анализа городов России
Эффективные институциональные формы инноваций в местном самоуправлении
Социсследования о месте и роли в регионе попечительских советов
Региональная конференция "Местное самоуправление: современная ситуация и перспективы развития" (23-24 ноября 2001 г.)
Региональные семинары Взаимодействие органов местного самоуправления с городскими сообществами: опыт, проблемы, приоритеты (20-22 апреля 2001 г.)
Местное самоуправление в Красноярском крае: в поисках стратегий развития
Разработка процедуры профессионально-общественной экспертизы городских проектов и программ (23-25 августа 2001 г.)
"Круглый стол" по теме "Новые формы и механизмы общественного диалога"
Городские семинары Разработка концепции взаимодействия администрации города с различными группами городского сообщества (21 – 22 сентября 2001 г.)
Муниципальное управление: подходы к повышению эффективности (5-6 февраля 2002 г.)
Проекты, программы Проект программы развития местного самоуправления в Красноярском крае
Издательская деятельность Сборник материалов конференции "Местное самоуправление: современная ситуация и перспективы развития"
Сборник методических рекомендаций для муниципальных служащих "Местное самоуправление: от администрирования к общественному диалогу" (в печати)
Страница "Совместные проекты администрации города" на официальном сайте администрации города
Рубрика в газете "Городские новости"
Консультационная деятельность в городах края
Предложение красноярской проектной группы: Сетевое взаимодействие проектных групп для обеспечения системных результатов в противодействии коррупции. В поисках формата.
Предложение является продолжением дискуссии, начатой в г. Новосибирске на межрегиональной конференции "Опыт противодействия коррупции в Сибирском регионе: поиск путей совместных действий" и содержит концептуальное видение следующего этапа деятельности проектных групп, построенного на принципах сетевого взаимодействия.
На наш взгляд, результатами прошедшего этапа деятельности групп являются:
нормативно-правовая база – подготовлены проекты документов и принят ряд положений, задающих правовые основы для осуществления антикоррупционных действий;
региональные проектные команды – сформированы группы, имеющие опыт разработки и реализации проектов антикоррупционной направленности;
прецеденты реализации локальных антикоррупционных проектов – реализован ряд проектов, которые могут стать предметом анализа и выявления их сильных и слабых сторон.
Сегодня представляется необходимым поставить вопрос об определении миссии третьего сектора на новом этапе, о механизме достижения системных изменений в решении проблемы противодействия коррупции и о механизме соорганизации деятельности проектных групп для достижения системных изменений.
1. Базовой идеей в создании механизма системных изменений является продуктивная организационная схема процесса диссеминации, то есть взаимного распространения результатов и вариантов методик и технологических схем достижения этих результатов.
2. Содержанием продуктивной организационной схемы процесса распространения результатов является постоянное соотнесение целей субъектов распространения результатов, проблемных зон (базовых единиц процесса распространения и процедур распространения.
3. Организационная схема процесса распространения результатов включает в себя три циклически повторяющихся типа работ, которые осуществляются в рамках:
- общей проектной сессии;
- шага по реализации;
- рефлексивно-аналитического сбора.
Проектная сессия представляет собой проектно-разработческий семинар, на котором представители органов власти, отраслевых министерств и ведомств, экспертных сообществ, "держатели" уже реализованных проектов и представители регионов, заинтересованные в использовании результатов проектов, совместными усилиями по определенной теме в течение двух-трех дней выстраивают и соотносят между собой собственные цели в процессе распространения результатов, определяют содержание базовых единиц этого процесса, определяют эффективные формы процедур распространения результатов.
Шаг по реализации означает осуществление реальных изменений практики противодействия коррупции в регионах, в рамках того формата, который был выработан на общей проектной сессии.
Рефлексивно-аналитический сбор представляет собой профессионально-общественную экспертизу "шага" по реализации, в результате которой должны быть зафиксированы дефекты формата распространения, который был выработан на первой проектной сессии.
4. Приведенная логика непрерывного форматирования и переформатирования процесса распространения результатов проектов в соответствии с представленной организационной схемой есть суть сетевого взаимодействия. В результате таким образом организованного взаимодействия возникнет сеть, в "узлах" которой будут находиться сложные институциональные новообразования, включающие в себя собственно проекты, проектные команды, форматы распространения результатов и информационные каналы.
Красноярская группа готова к обсуждению данного предложения с представителями фонда и региональными проектными группами как на уровне самой сути предложений, так и на уровне организационного плана по их реализации.
Положение о профессионально-общественной экспертизе в городе Красноярске Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Красноярского края "О местном самоуправлении в Красноярском крае" и Уставом города Красноярска устанавливает порядок организации и проведения профессионально-общественной экспертизы в городе Красноярске.
1. Общие положения 1.1. Профессионально-общественная экспертиза (далее - экспертиза) – форма непосредственного участия граждан в осуществлении городского самоуправления путем проведения открытого исследования какого-либо вопроса, касающегося общественно значимых проблем города и его обсуждение и оценка.
1.2. Целями проведения экспертизы являются:
предоставление возможности жителям города участвовать в подготовке решений по проблемам жизнеобеспечения и развития города Красноярска;
создание возможностей оценки ситуации с различных точек зрения.
1.3. Элементы экспертизы:
документы, представленные для экспертирования;
суждения, мнения и оценки, высказываемые в ходе обсуждения.
1.4. Предметом экспертизы могут быть:
проекты правовых актов Красноярского городского Совета и администрации города Красноярска;
проекты и программы, направленные на обеспечение жизнедеятельности и развития города Красноярска;
иные документы и материалы, рассматриваемые органами городского самоуправления.
2. Основные принципы 2.1. Экспертиза стремится к проявлению картины исследуемой ситуации, возможного развития событий и постановке проблем, а не к поиску виновных.
2.2. Экспертиза признает значимыми любые субъективные мнения, оценки и суждения. Добропорядочность и искренность выступающего не подвергается сомнению.
2.3. Экспертиза не стремится к выбору одного из оценочных суждений в качестве истинного или к устранению какой-либо оценки.
2.4. Участие в экспертизе и доступ ко всем материалам экспертизы открыты и свободны.
3. Участники экспертизы 3.1. Участниками экспертизы могут быть:
представители администрации города Красноярска;
депутаты Красноярского городского Совета;
представители партий, движений, профессиональных и творческих союзов, органов территориального общественного самоуправления, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, действующих на территории города Красноярска;
представители предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Красноярска;
заинтересованные граждане.
3.2. Участники экспертизы могут выполнять следующие функции:
- организатора:
осуществляет подготовку экспертного заседания;
организует коммуникацию участников экспертизы и ведет заседания;
осуществляет контроль за соблюдением процедуры экспертизы;
осуществляет иные организационные функции.
- эксперта:
производит анализ фактов экспертизы;
высказывает мнения и суждения.
4. Права участников экспертизы Все участники экспертизы имеют право:
задавать вопросы и отвечать на них;
отказаться отвечать на вопросы и давать комментарии;
выражать особое мнение;
принять на себя исполнение функций эксперта и отказаться от них.
5. Подготовка экспертизы 5.1. Экспертиза проводится по инициативе Главы города, депутатов городского Совета, руководителей органов, территориальных подразделений администрации города, а также группы жителей города, численностью не менее двадцати человек.
5.2. Экспертиза по одному и тому же вопросу может быть назначена не ранее чем через полгода после предыдущей экспертизы.
5.3. Инициаторы экспертизы представляют в администрацию города предложение по проведению экспертизы, которое должно содержать:
указание на документы и материалы, предлагаемые для экспертирования;
предполагаемый состав участников экспертизы;
данные об инициаторе экспертизы (наименование, адрес и телефон организации, фамилия, имя, отчество руководителя; для групп жителей – список инициативной группы не менее 5 человек, с указанием адреса их места жительства, контактного телефона);
материалы для публикации в средствах массовой информации.
5.4. Для подготовки экспертизы распоряжением заместителя Главы города, в ведении которого находится экспертируемый вопрос, создается комиссия по подготовке и проведению экспертизы (далее – комиссия).
Комиссия рассматривает предоставленные материалы в 10-дневный срок со дня их поступления в администрацию города.
Решение о проведении экспертизы принимается 2/3 голосов от общего числа членов комиссии. Если при голосовании за предложение о проведении экспертизы проголосовало менее 2/3 членов комиссии, инициатива о проведении экспертизы считается отклоненной.
Инициаторы экспертизы извещаются о принятом решении в 3-дневный срок со дня его принятия комиссией.
5.5. Организация экспертизы осуществляется администрацией города Красноярска. При этом администрация города:
не позднее, чем за 20 дней до проведения экспертизы, публикует в газете "Городские новости" информацию о проведении экспертизы (время, дата, место проведения, вопросы, поставленные на экспертизу, предполагаемый состав участников);
организует публикацию в средствах массовой информации материалов, предоставленных инициаторами экспертизы;
организует прием заявок для участия в экспертизе;
проводит в случае необходимости консультации с инициаторами экспертизы и иными заинтересованными лицами.
6. Проведение экспертизы 6.1. В процессе проведения экспертизы могут осуществляться: опрос, в ходе которого выявляются мнения по предмету экспертизы и отбор участников экспертизы; моделирование ситуаций; организационно-деятельностные игры; перекрестное взаимное экспертирование.
Процедура экспертизы завершается проведением экспертного заседания, на котором принимаются итоговые документы.
6.2. Председательствующим на экспертном заседании является председатель комиссии по подготовке экспертизы, а в случае его отсутствия – по поручению комиссии один из ее членов.
6.3. Экспертное заседание открывается председательствующим, который кратко информирует о сущности обсуждаемого вопроса, порядке экспертизы и составе участников. Последующее ведение заседания может быть продолжено специалистом-организатором продуктивной коммуникации или группой таких организаторов.
6.4. Продолжительность экспертного заседания по времени не регламентируется и устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от значимости обсуждаемого на них вопроса.
6.5. В ходе экспертного заседания производится:
публичное обсуждение, на котором материалы, отобранные группой подготовки, публично обсуждаются;
аналитические действия, в ходе которых участники экспертизы дают интерпретации фактам, обосновывают возможные последствия, выявляют противодействия;
подготовка "карты ситуаций", где выделяются и фиксируются проблемные точки, появившиеся при столкновении разных суждений и мнений;
оформление итоговых документов.
7. Итоговые документы 7.1. По итогам экспертного заседания принимается экспертное заключение, содержащее выводы по предмету экспертизы. Также могут быть приняты:
рекомендации органам городского самоуправления, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям города Красноярска;
резолюции по отдельным наиболее важным выводам экспертизы.
7.2 Документы, указанные в пункте 7.1, принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов, присутствующих на заседании.
7.3. Итоговые документы экспертизы носят рекомендательный характер и учитываются органами городского самоуправления при принятии соответствующих решений.
7.4. Экспертное заседание протоколируется. Протокол изготовляется в десятидневный срок и подписывается председательствующим на заседании. Любому жителю города предоставляется возможность ознакомиться с протоколом.
7.5. Итоговые документы, публикуется в газете "Городские новости".
Краткая информация о практике проведения экспертиз
Методологически организованные экспертизы проводились командой Попова С.В., описавшего данную форму в 1990 г. в работе “Комплексная общественная экспертиза проектов и программ социально-экономического развития города Омска".
Другие работы: “Комплексная общественная экспертиза программ конверсии (приватизации) госсобственности в Латвийской Республике” (1991г. - Танцоров С.Т. – Рига, Матюхин А.А. – Алма-Ата, Марача В.Г. – Москва).
Попов С.В. "Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений", ж. "Кентавр", № 23, 2000 г.
Попов С.В. "Метод экспертизы", ж. "Кентавр", № 23, 2000 г.
Марача В.Г., Матюхин А.А. "Институционально-правовой аспект методологически организованных общественных экспертиз", ж. "Кентавр", № 23, 2000 г.
Данное положение разработано в рамках проекта "Открытость власти: разработка, внедрение форм и механизмов общественного диалога", поддержка которого осуществляется за счет средств Фонда "Евразия", предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (AID).
Опубликовано - Козлова Елена, 14.05.2004, 20:44 Последний редактор - Козлова Елена, 01.07.2004, 23:24